Читайте начало истории: Гита Уэссекская – русская княгиня (взгляд из Британии). Часть I
Мир, в который попала Гита, мир Киевской Руси, был византийским по своей природе. Первоначальной Русью были скандинавские викинги, варяги, в том числе некий Рюрик, которого «пригласили» княжить в IX веке. В течение следующих двух столетий Русь расширила своё влияние, но князья постоянно сражались друг с другом, а также с внешними врагами. Киевская Русь превратилась в ряд разрозненных княжеских территорий. Постоянная вражда, интриги и сражения – вот что представляла собой Киевская Русь.
Скорее всего Гита и её молодой муж Владимир могли общаться на датском языке. Известно, что Владимир, как и его отец князь Всеволод, говорил на нескольких языках, а Гита, будучи членом англо-датской семьи Годвин, вероятно, говорила не только по-английски, но и по-датски. Эмма Мейсон пишет:
«Проблем с общением не было, так как её муж был признанным полиглотом. Его династия имела скандинавское происхождение, а бабушка была шведкой. Вероятно, он мог бы общаться с Гитой на норвежском языке».
Пока Владимир и его отец продолжали сражаться, у них с Гитой родилось ещё несколько детей. Впоследствии они должны были породниться с другими княжескими семьями, как это было принято по всей Европе. Мстислав / Гарольд наследовал престол отца, став Великим князем Киевской Руси, когда Владимир умер в 1125 году. Как сообщают норвежские и русские источники, принц Гарольд женился на шведской принцессе Христине в 1095 году. Христина была дочерью короля Швеции Инге I. Через свою дочь Евфросинию Мстислав / Гарольд является предком английского короля Эдуарда III и, следовательно, всех последующих английских и британских монархов.
Но здесь мы не будем рассматривать ни королевскую генеалогию Великобритании, ни историю Киевской Руси, хотя это очень интересно. Ведь это рассказ об англосаксонской принцессе Гите. Что стало с ней?
Традиционно считается, что у Владимира было три жены. Но так ли это? Как уже говорилось, в русской летописи упоминается смерть двух его жён, в 1107 и 1126 годах. Мы знаем, что Гита была первой женой Владимира, но кто остальные? Имена не найдены, только две даты смерти. Известно, что у Владимира было еще несколько детей после рождения Вячеслава примерно в 1083 году. Эти дети обычно приписываются неизвестной предполагаемой второй жене, на которой Владимир якобы женился после смерти Гиты. Но нет никаких доказательств существования этой второй или третьей жён: ни имени, ни записей о браке и смерти. Так может быть, эти поздние дети тоже принадлежали Гите?
То, что Владимир действительно взял другую жену после Гиты, кажется достаточно ясным, потому что есть две записи о смерти жён Владимира. Часто говорят, что эта вторая жена, которая умерла в 1126 году, была Анна, дочь Аепы Осеневича, половецкого хана, но доказательств этому, похоже, нет. Было высказано предположение, что приписывание Мономаху второй / третьей жены, скорее всего, является результатом неправильного прочтения записи 1107 года в русской летописи, в которой говорится: «и Володимер (Владимир) взял дочь Аепы для Юрия [своего сына]». Здесь ясно сказано, что именно Юрий (умерший в 1157 году) женился на дочери Аепы, а не Владимир. Вряд ли отец и сын женились на двух сёстрах.
Справка канала «История 2.01». В русской историографии принято считать, что Владимир Мономах женился трижды. Первой женой действительно была Гита Уэссекская (которая родила князю пятерых детей); второй – Ефимия, предположительно греческого происхождения (шестеро детей, в том числе Юрий, будущий Долгорукий), а дочь Аепы русские историки записывают в третьи в счету жены Владимира (ее дети неизвестны).
Вернёмся к Гите – что с ней случилось и где, и когда она могла умереть?
В немецком городе Кёльн на Рейне поныне существует церковь и монастырь, посвященные греческому христианскому мученику Святому Пантелеймону (St. Pantaleon) конца III века, которого почитали за его дар целительства.
«Привезли больного параличом, который не мог ни ходить, ни стоять без посторонней помощи. Жрецы-язычники молились за него, но тщетно. Тогда Пантелеймон помолился, взял больного за руку и сказал: «во имя Иисуса, Сына Божия, я приказываю тебе встать и быть здоровым». И парализованный человек поднялся, обретший совершенное здоровье».
Впечатляющая церковь на юго-западе Кёльна – одно из старейших религиозных зданий этого немецкого города. Церковь Святого Пантелеймона возникла в середине Х века с основания бенедиктинского аббатства архиепископом Бруно. Византийская императрица Феофано продолжила строительство после смерти Бруно в 965 году. Её интерес к церкви, безусловно, имел семейные причины, но принадлежность храма Святому Пантелеймону сыграла решающую роль, потому что этот святой был соотечественником Феофано. После смерти императрица была похоронена в церкви Св. Пантелеймона, и её останки покоятся сегодня в мраморном саркофаге.
К XI – началу XII века храм приобрёл известность. Он имел прочные связи с Англией, а также лежал на оживлённом торговом пути из Фландрии в Данию. Учитывая более поздние события, этот последний факт привел некоторых историков к предположению, что Гита, возможно, посетила церковь Св. Пантелеймона в Кёльне со своими братьями по пути в Данию.
Именно здесь мы подходим к интересной истории. Она содержится в латинской проповеди, данной Рупертом (Rupertus Tuitiensis), настоятелем близлежащего аббатства Дойц, монахам церкви Св. Пантелеймона в 1120-х годах. Учитывая дату проповеди, события, которые она описывает, наверняка были в живой памяти как Руперта, так и его слушателей. Бо́льшая часть проповеди была агиографией, описывающей различные чудеса святого Пантелеймона, но ближе к концу Руперт рассказывает небольшую «чудесную» историю, касающуюся Гиты и её сына Гарольда.
Мы воспользовались кратким изложением этой латинской проповеди на французском языке, данное бельгийским историком церкви Морисом Кунсом в 1937 году в его работе, посвященной Руперту (Coens M. Un sermon inconnu de Rupert, abbe de Deutz, sur S. Pantaleon // Analecta Bollandiana. T. 55. Bruxelles, 1937. P.264-267.):
«На Харальда, который в настоящее время правит русскими (‘rex gentis Russorum’), напал медведь. Он был поодаль от своих товарищей и без оружия, не мог защититься от зверя, который жестоко его ранил. Когда его отбили, он едва дышал. Его мать (‘Gida nomine’) хотела позаботиться о нём. Но раненому явился (в видении) Святой Пантелеймон и объявил, что пришёл исцелить его. После того, как она услышала о видении, мать принца успокоилась относительно здоровья своего сына. Она была великим благодетелем монастыря Святого Пантелеймона в Кёльне и знала силу тауматурга (чудотворца). После выздоровления сына королева осознала своё желание отправиться в паломничество в святые места».
Кроме того, в синодике церкви Святого Пантелеймона есть упоминание о королеве Гите ("Gida Regina", с изображением креста), датированное 7 марта. Обычно это подразумевает дату смерти Гиты, но это отнюдь не точно. Год не приводится, потому что синодик был не только списком умерших святых и благодетелей, но и списком дней, в которые монахи монастыря должны были молиться за вечные души конкретных святых и благодетелей. Как мы знаем, дни поминовения святых не обязательно являются датами их смерти. Проповедь Руперта ясно говорит нам, что «королева» Гита была «благодетелем» монастыря Святого Пантелеймона в Кёльне. Именно 7 марта монахи молились за неё, этот день с таким же успехом мог быть как датой, когда они услышали о её смерти, так и датой её смерти.
Читайте начало истории: Гита Уэссекская – русская княгиня (взгляд из Британии). Часть I и продолжение – Часть III.
Уважаемые читатели! Данная статья является авторским переводом труда британского историка, писателя и журналиста Стивена Льюиса (Stephen Lewis. Gytha of Wessex – An Anglo-Saxon Russian Princess)
Использованы изображения сайта thewildpeak.wordpress.com
Источники:
Владимир Мономах. Поучение детям.
Житие и хождение игумена Даниила из русской земли
Кучкин В.А. Чудо св. Пантелеймона и семейные дела Владимира Мономаха / Россия в средние века и новое время. – М., 1999.
Саксон Грамматик. Деяния данов: В 2 томах. I—XVI книги. Том 1 / Пер. с лат. А. С. Досаева. — М.: Русская панорама; «SPSL», 2017. — 1224 с. — (Mediaevalia: средневековые литературные памятники и источники). — ISBN 978-5-93165-369-3.
Также читайте о других женщинах, оставивших след в истории:
Галла Плацидия. Беспокойная жизнь римской принцессы | Гетеры – самые свободные женщины Древней Греции | Древний Египет: как Луна определила роль женщин в обществе
Дорогой друг, спасибо за чтение! Надеемся, ты оценишь скромный труд авторов этого канала. Пожалуйста, поставь лайк, подпишись на наш канал, расскажи о нем в соцсетях. Прокомментируй, дополни прочитанное своим мнением – прошлое неоднозначно и противоречиво, а в споре рождается истина!