Я думаю, надо немного поговорить о сердце ракеты - о её двигателе.
Я уже писал некоторый исторический обзор, но это всё было в рамках общего обзора ракетно-космического развития. А надо бы поговорить о двигателях отдельно. Тем более, что я до сих пор слышу, что, мол, без российских РД-180 "пиндосы в космос не могут полететь". Ну что-ж, надо поговорить.
На заре ракетостроения, вплоть до середины 60-х годов, возможность создания ЖРД как можно большей мощности определяла уровень задач, которые можно было решить. Потом уже, после появления F-1, поставленные задачи определяли какой мощности ЖРД нужны для достижения успеха.
Есть у ЖРД пренеприятная капризность. Факел сгорающего топлива и окислителя в камере сгорания может начать вращаться с огромной частотой. Это явление называется "нестабильность горения". От этого, камера сгорания разлетается вклочья. Чем большего размера камера сгорания, чем больше критическое сечение, тем более вероятно возникновение этого явления и более страшны его последствия. Проблему можно решить, а можно обойти.
Вернер фон Браун проблему решил и сделал серию сверх могучих ЖРД: F-1, F-1A и М-1. Гигантские двигатели, огромной мощности и сумасшедших размеров.
В СССР, Валентин Павлович Глушко проблему не решил, даже не понимал, как к ней подступиться и Совет Главных Конструкторов принял решение проблему обойти.
Метод для обхода проблем, связанных с большими камерами сгорания, был известен - несколько камер объединялись в один двигатель с общими ТНА, в одной раме.
Так, например, в 1947 году был создан Reaction Motors XLR11, который использовали в первых модификациях ракетоплана Х-15. См. фото.
Аналогичные многокамерники в 40-50 гг строили в Англии и Швеции. Но как только технологически решили вопросы увеличения камеры сгорания, так от них и отказались.
На Х-15 двигатель Reaction Motors XLR11 довольно быстро заменили на однокамерный Reaction Motors XLR99. См.фото. В СССР такого перелома не произошло и Глушко был вынужден, вместо однокамерного РД-105, сделать для Семёрки 4-камерные РД-107/108, которые летают до сих пор на ракетах Союз.
Читать статью полностью на сайте: http://neane.ru/rus/7/write/0257.htm