О внутренней силе написано многое и мы знаем, что она должна быть, а когда она есть – это хорошо.
Часто человек принимает решение что-то сделать, не получается, дело брошено и он делает вывод: «не хватило силы воли». Но что произошло на самом деле? Какой силы не хватило? Как и где ее взять?
Еще в трудах Платона и Аристотеля осмысляется наличие в человеке некоего тонко-материального устройства, по которому текут силы. Причем, часть сил в человеке относятся к внешним, а часть к внутренним.
И внутренние силы, так же разделены на несколько, если кратко: эпитюме – сила охоты (сила, сопоставимая с животной частью в человеке); тюмос – сила движущая, сила чувств; логистикон – сила ума.
И в делах человека все эти силы проявляются в полной мере и связаны одна с другой. Если же что-то в делах не идет, не получается, стоит рассмотреть: где прерван ток внутренней силы? Возможно, у человека перекрыта способность проявлять свою охоту, или он не может переходить к действию, или не хватает легкости в протекании силы ума...
Внутренняя сила ярко проявляется в речи человека, в звучании. Поэтому риторика хорошо подходит для такого рассмотрения. Мы можем через звучание передавать свою внутреннюю силу : побуждать другого человека к действию, проявлять в нем охоту, зажигать в нем чувства, убеждать…
Например, речь может быть доходчивой, то есть обладать такими силами, которые помогают другому понимать тебя. Или может быть пронзительной - в ней должно содержаться некое качество, которое проходит к душе человека, к чего чувствам через множественные слои личности. Или зажигательной, когда обращается к огненности другого человека и он действует и проявляется качественно иначе, как мы ощущаем другим человека, когда он "горит" своим делом.
Если мы всматриваемся в эту способность нашей речи - передавать силу, то понимаем, что речь может обладать некими свойствами, воспринимаемыми нами магическими . Но чтобы получалось ТАК звучать, необходимо уметь раскрывать в себе все эти способности. Как говорил Константин Станиславский: « Если хочешь, чтоб я плакал – плачь сам».
В наше время искусство риторики важно, в частности, в деловом общении. Александр Шевцов так пишет об этом: «деловая речь предполагает и изложение, то есть повествование, и обучение, разъяснение, и желание, в виде понуждения к действию любого вида – от приказа до мольбы. Но самое главное, она предполагает возможность обмена силами.
Эту часть нашего общения, кажется, не изучал никто, и мало кто вообще видит. Но когда мы хотим сделать любое дело, мы должны рассчитать свои силы, чтобы их хватило.
… Звучания же – это уже часть искусства действенной речи. Иначе, это способы, как вложить силу в другого, как передать ее на расстоянии или разбудить в нем, оказав воздействие на его силовое устройство.»
Интересно на себе почувствовать то, что описывает Александр Александрович в своей главе «Горение и говорение»: «…мастера говорения... глядят внутрь, туда, где зарождаются душевные движения и выпускают их наружу, позволяя языку облекать эти движения в слова. И рождается не речь, а звучание.
Говорящий изнутри, не говорит, а звучит, а слушающие воспринимают его слова как песню и зажигаются ею.
… для этого надо принять, что в глубине тебя живет искра огня, и ее можно раздуть. Но для этого надо понять, что это за нутро и чем оно заполнено. А так же научиться дуть.»
В этих строках - возможность увидеть себя из другого мировоззрения. Существом силы, к тому же способном возникать в себе внутренний огонь. При таком взгляде мы обретаем способность другого отношения к себе и к другим людям. Ты можешь настраивать себя на видение протекания внутренних сил в себе и в другом человеке, видение его тонкого устройства. И тогда уметь использовать такое видение для улучшения своей жизни.