Найти тему
VIKENT.RU

Осознание в России необходимости заимствований технологий Европы…

Данная статья относится к Категории: Внедрение инноваций

Рис.1. Царь Алексей Михайлович
Рис.1. Царь Алексей Михайлович

При царе Алексее Михайловиче [1629–1676] «…народ живой и крепкий рвался из пелёнок, в которых судьба держала его долее чем следовало. Вопрос о необходимости поворота на новый путь решён; новости являлись необходимо. Сравнение и тяжёлый опыт произвели своё действие, раздались страшные слова: «У других лучше», и не перестанут повторяться слова страшные, потому что они необходимо указывали на приближающееся время заимствований, учения, время духовного ига, хотя и облегченного политическою независимостью и могуществом, но всё же тяжёлого. Дело необходимое, но тяжёлое не могло сделаться легко, спокойно, без сопротивления, которое вызывало борьбу, вело к перевороту, т.е. к действию насильственному.

Церковные преобразования пошли и от своих, от православных, но мы видели, как они были встречены, и свои православные, показались неправославными.
Относительно собственно науки, учения, здесь остановились: не хотели принимать учителей неправославных, учителями могли быть только греки и западнорусские учёные. Но иноверцы заходили толпами с другой стороны, в виде наёмных офицеров, мастеровых всякого рода, заводчиков, лекарей. По естественному ходу дела новое должно было явиться в виде вещей непосредственно полезных, должно было начаться с мастерства.

Кроме того, цивилизация закинула уже свои сети на русских людей, приманивая их к себе новыми для них удовольствиями и удобствами жизни. Часы, картина, покойная карета, музыкальный инструмент, сценическое представление - вот чем сначала мало-помалу подготовлялись русские люди к преобразованиям,
как дети приманивались игрушками к учению.

Рис.2. Купание Дианы (худ. Рембрандт, прим. 1635 г.)
Рис.2. Купание Дианы (худ. Рембрандт, прим. 1635 г.)

Всё это уже мы видим в Москве в описываемое время, в царствование Алексея Михайловича. Понятно, что заморские штуки должны были появляться сперва наверху, во дворце и в домах знатных людей, где было больше знакомства с заморским и больше средства приобретать заморские диковинки. Простым людям запрещалось забавляться музыкою, велено было искать и жечь музыкальные инструменты, потому что, как явится музыка, так непременно примешается тут какое-нибудь суеверие и бесчинство; но на пиру у царя «играл в органы немчин, и в сурну, и в трубы трубили, и в сурепки играли, и по накрам и по литаврам били».

Не надобно забывать, что воспитателем царя Алексея Михайловича был западник Морозов, который ещё при царе Михаиле шил немецкое платье своим воспитанникам царевичам и всем детям, воспитывавшимся с ними вместе. В царствование Алексея подражатели Морозова размножились, самые близкие к царю люди были самые большие охотники до заморского и дарили государя иностранными вещами: Богдан Матвеевич Хитрово подарил ему полукарету; Матвеев подарил царю карету чёрную немецкую на дуге, стекла хрустальные, а верх раскрывается надвое; царевичу Фёдору подарил карету бархатную, около кареты письмо живописное. Во всей христианской Европе начатки драматических представлений, или так называемые мистерии, находились в тесной связи с богослужением, содержанием их служили события священной истории. И у нас было подобное в Пещном действии (ввержение трёх отроков в пещь в Вавилоне), в шествии патриарха на осле в вербное воскресенье.

Рис.3. Вербное Воскресенье в Москве в царствование Алексея Михайловича. В. Б. Шварц, 1865
Рис.3. Вербное Воскресенье в Москве в царствование Алексея Михайловича. В. Б. Шварц, 1865

Источник - портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы

Изображения в статье