Найти тему

Беспорядки в Караганде: случайный инцидент или надводная часть националистического «айсберга»?

Первые дни наступившего 2019 года социальные сети, а затем и сводки информационных агентств заполнили тревожные сообщения из Казахстана – областного центра Республики Казахстан, центра крупного угольного бассейна с высокой долей русского и русскоязычного населения, пересыщенного, как и многие другие постсоветские регионы, острыми социально-экономическими проблемами.

Массовая драка в новогоднюю ночь между работниками одного из местных ресторанов под названием «Древний Рим» и загулявшими посетителями, в результате которой?скончался один человек, не имела никакого межнационального подтекста. «В результате проведения следственно-оперативных мероприятий нами установлены 14 человек, которые участвовали в групповой драке, и девять человек, которые активно участвовали со стороны персонала. Причиной потасовки стал конфликт между посетителями, которые находились в ресторане. Ресторан имеет большую территорию. В тот день было порядка 400 человек, в том числе хозяева. Согласно режиму работы ресторан должен закрываться в 3 часа ночи. Поэтому после 3 часов ночи посетителям сообщили, что ресторан будет закрываться. На этой почве была словесная перепалка, которая переросла в конфликт», – рассказал первый заместитель министра внутренних дел Жанат Сулейменов. В конечном итоге, по его словам, посетителей вытолкали из ресторана, а те, разозлившись, сообщили об этом своим друзьям, которые в количестве десяти человек попытались взломать двери в ресторан. Так и завязалась драка, в ходе которой четыре человека были ранены, а один, 23-летний местный житель, в результате ранения в артерию бедра скончался.

Ведущееся следствие призвано выяснить все детали происшедшего и установить виновных. Среди подозреваемых – граждане Казахстана и Армении. Один из них, гражданин Армении Нарек Гурурян, задержан 9 января на территории Омской области, причем, по сообщению посольства Армении в России, он сам явился в правоохранительные органы города Омска, где находился у своих родственников, и был задержан.

«Что касается его роли, совершал – не совершал, я думаю, что достаточные основания у органов расследования на тот момент имелись, судом дана санкция. И роль каждого будет доказана при помощи видеозаписи, допросов потерпевших, очных ставок. Мы не говорили во время расследования, потому что хотели все выяснить», – отметил

Ж. Сулейменов и добавил: в ходе расследования происшествия установлено, что «драка носила чисто бытовой характер», потому как в ней с каждой стороны участвовали представители разных национальностей. В частности, председатель Армянского национального культурного центра в Карагандинской области Артур Навасардян сказал, что в момент начала потасовки азербайджанцы сидели с армянами за одним столом. Впоследствии представители армянской общины встретились с родителями погибшего парня, сойдясь в конечном итоге во мнении об отсутствии в случившемся межнациональной подоплеки.

Тем не менее, криминальный бытовой инцидент в Караганде определенные политические силы попытались оперативно перевести в плоскость межнационального конфликта, что вселяет большую тревогу.

В социальных сетях распространялись призывы к погромам и даже к изгнанию людей по национальному признаку (некоторые армянские семьи временно покинули город). В первые дни января люди собирались на стихийные сходы в различных районах города, что вынудило власти усилить меры безопасности, в том числе охрану административных зданий и иных объектов. Правоохранительные органы были приведены в полную боевую готовность, инициировано расследование по факту возбуждения межнациональной розни: «Мониторинг средств массовой информации свидетельствует о продолжающихся фактах искажения реальной картины происшествия со стороны тенденциозно настроенных лиц, несмотря на то, что ранее прокуратура области разъясняла правовые последствия таких действий. В частности, в социальной сети «Вконтакте» выявлен комментарий, призывающий к применению насилия по отношению к представителям определенной национальности в связи с вышеназванным конфликтом».

И это, конечно, далеко не единственный пример, хотя в целом государственные СМИ Казахстана изначально характеризовали инцидент в ресторане «Древний Рим» со смертельным исходом как обыкновенную бытовую драку. В то же время многочисленнее «утечки» в социальные сети, нагнетание негативных эмоций и распространение слухов, как минимум, позволяют предположить наличие влиятельных сил, деятельность которых объективно ведет к подрыву межнациональной стабильности. В 2018 году в республике заявило о себе якобы «оппозиционное» движение «Жана Казахстан», среди внешнеполитических приоритетов которого – выход страны из ЕАЭС, вступление в Совет Европы, «тюркская солидарность», а также «реализация курса на последовательную деколонизацию, десоветизацию и декоммунизацию общественного сознания». Если отбросить

«политкорректные» экивоки, речь идет о радикальном «украинском» пути отрыва от России путем строительства казахской «политической нации», за которым один шаг до деления граждан на «хозяев» и «гостей». Для характеристики взглядов местных националистов на приоритеты в карабахском вопросе приведем не самое радикальное высказывание одного из них, Айдоса Сарыма: «Для того чтобы поддерживать Армению, нужны основания – исторические, культурные, традиционные. Когда я давал интервью армянским СМИ, то открыто сказал, что если перед Казахстаном встанет вопрос выбора – Азербайджан или Армения, для нашей страны это не станет альтернативой, потому что мы свой выбор уже сделали. Общество Казахстана сделало однозначный выбор в пользу Азербайджана».

В этой связи не приходится удивляться активной роли бакинских пропагандистских ресурсов в разжигании страстей и использовании ими языка вражды и ненависти. Не будем занимать внимание читателя излишним цитированием – все это, увы, широко доступно на просторах интернета. В том числе – и на состряпанных с подачи Баку фейковых «армянских» сайтах на зарубежном хостинге, поливающих грязью уже казахский народ. Характерно, что бакинские «бойцы невидимого фронта» и идущие у них на поводу некоторые казахстанские эксперты пытаются перевести рядовое, в общем-то, преступление в плоскость не только межнационального, но и межгосударственного противостояния. При этом в общую кучу сваливаются разногласия Еревана и Астаны в рамках ЕАЭС и ОДКБ (как будто нет дискуссий между другими участниками этих интеграционных объединений!), и натужно педалируемая «тюркская солидарность», и, разумеется, карабахский вопрос, к которому Казахстан вообще-то никакого отношения не имеет. Для сравнения вспомним убийство в 2014 году Орханом Зейналовым в Москве русского парня, что привело к массовым волнениям в Бирюлево с требованием адекватного расследования. Ни у кого из российских или армянских журналистов тогда даже мысли не возникло возвестить об «азербайджано-русском межнациональном конфликте», а все те, кто нынче кидается броскими заголовками о «межнациональном конфликте между армянами и казахами», сидели тихо и помалкивали в тряпочку.

Как представляется, циничный и омерзительный характер всей этой возни прекрасно осознается высшим политическим руководством Казахстана и Армении, руководителями правоохранительных органов и силовых ведомств. 7 января состоялись телефонные консультации министров иностранных дел двух стран; инцидент в Караганде обсудили также начальник полиции Армении Валерий Осипян и министр внутренних дел Казахстана Калмуханбет Касымов, который отметил, что «следствие будет справедливым и все действия будут осуществлены в соответствии с буквой закона». Еще ранее случившееся обсудили главы МИД и полиции Армении со своими казахстанскими коллегами. Премьер-министр Никол Пашинян заявил, что инцидент в Караганде не мог носить межнационального характера хотя бы потому, что, как уже упоминалось выше, конфликтующие стороны не были моноэтничными по составу.

И все же рост националистических настроений и продвижение соответствующей этнически окрашенной идеологии, призванной отвлечь внимание людей от растущего социального расслоения, переключив его внимание на «чужаков», не может не беспокоить. Особенно в случае, если эти процессы стимулируются и поощряются из достаточно высоких кабинетов. Так, имеется информация о некой «программе», согласно которой предпринимателям, чьи активы превышают миллион долларов, предложат ими поделиться во имя «большой националистической идеи». Заметно активизировавшиеся «национал-патриоты» не скрывают, что их финансируют западные страны, Турция, а также Украина, посольство которой развернуло в Казахстане бурную деятельность. Помимо известных шагов по «модернизации» общественного сознания, включая переход на латиницу, и педалирования темы «голодомора», прорабатывается вопрос о создании в республике «института национальной памяти» по образцу стран Прибалтики, Украины и Польши.

О том, к чему может привести подобного рода «игра с огнем», прекрасно свидетельствует трагический пример Украины, где навязываемая сверху радикальная националистическая идеология встретила как пассивное, так и активное сопротивление. Очень не хотелось бы, чтобы другой ближайший сосед России и активный участник Евразийского экономического союза также пошел бы по этому пути. Возможно, сейчас под прикрытием экстремистских лозунгов кое-кто пытается решить корыстные местечковые задачи – например, переделить бизнес, причем вовсе не обязательно «армянский». Джинн национализма и этнического шовинизма тем и опасен, что, вырвавшись один раз на волю, он потом чрезвычайно трудно поддается контролю. Более того – зачастую оказывается разрушительным инструментом в интересах, абсолютно чуждых Казахстану, целям его поступательного развития и превращения в современное государство, в котором недопустимо поощрение, пусть и неявное, принципа «коллективной ответственности» и деление людей на «коренных» и «чужаков». Не говоря о гипотетическом превращении одной из наиболее протяженных границ в мире в очередной очаг нестабильности и конфликтов.

Речь здесь не только о заметно возросшей миграции, причем не только русского населения, но и части самих казахов (кстати, Карагандинская область здесь один из лидеров), но также о «большой геополитике». К примеру, около года назад националистическое издание «Алтын Орда» внезапно озаботилось?«Оренбургским коридором»?– полосой земли по линии Оренбург – Орск, отделяющей «тюркские» автономии в составе России от Казахстана. В предисловии к статье указывается фактор, благодаря которому Казахстан «в недалекой перспективе» может стать «гарантом независимости Татарстана и Башкортостана» – динамичное экономическое и демографическое развитие этого региона, под которым, очевидно, понимается увеличение доли тюрко-мусульманского населения. Ранее эту же тему поднимал небезызвестный Пол Гобл, хорошо знакомый в Армении по планам отторжения от Армении «Мегринского коридора», отделяющего Нахичеван от «материкового» Азербайджана (в границах бывшей советской республики). По мнению американского эксперта, «…сегодня [оренбургский] коридор может быть, наконец, преобразован из стены, которая удержала республики Среднего Поволжья в составе Российской Федерации, в мост, который позволит им достичь своих целей и отделить Москву от Сибири». Можно, конечно, от экстравагантных прожектов маргинала-неудачника отмахнуться, но что-то это сделать мешает. 12 июля прошлого года на сайте небезызвестного Jamestown Foundation (того самого, экспертом которого долгое время трудился господин

Гобл) публикуется статья алма-атинского журналиста Фархада Шарипа «Возрождение пантюркизма в Казахстане угрожает столпам Евразийского союза». Главная мысль автора – акцентированный интерес к тюркскому наследию казахов подрывает сами основы евразийской интеграции. Более того, «распространение пантюркизма представляет серьезный долгосрочный вызов концепции евразийского единства, которая создана Кремлем». Разумеется, речь не только и даже не столько о статьях, сколько о соответствующей идеологии и политической практике, активно поощряемой заинтересованными силами в постсоветских странах. О том же, какими последствиями могут обернуться буйно проросшие семена пантюркизма не только для армян, но и для представителей других народов, известно достаточно хорошо…

* * *

«Очевидно, что Казахстану и его властной элите армянские погромы не нужны, – пишет на своей странице в Facebook военный аналитик Рачья Арзуманян, – но армяне могут использоваться в качестве триггера внутривластной борьбы, так как Назарбаев стар, для дестабилизации ситуации в Казахстане или в регионе в целом. Региональные и геополитические центры силы вполне могут поставить на дестабилизацию Казахстана и Центральной Азии». Подобное уже имело место на излете Советского Союза, когда трагические события в Душанбе в начале 1990 года, вылившиеся в конечном итоге в жесточайшую гражданскую войну, начались со слухов о прибытии в Таджикистан армянских беженцев из Баку, которым якобы создавались лучшие условия. Несколькими годами ранее массовые молодежные манифестации 1986 года в Алма-Ате («Желтоксан») стали первым националистическим выступлением в СССР, дав старт его развалу, о чем напоминает президент Академии реальной политики, военный эксперт Владимир Прохватилов. Сегодня одним из элементов «сдерживания» России, а в перспективе ее дезинтеграции является переход соседних постсоветских стран под контроль «коллективного Запада», что также не сулит им ни процветания, ни территориальной целостности. Не исключено, что на уровне глобальных акторов может быть принято решение по территориальному переустройству бывшей советской Средней Азии и сопредельных обширных евразийских пространств. Как бы то ни было, активно продвигаемые националистические тренды могут реально привести к возникновению к югу от российских границ очередного очага «управляемого хаоса», способного привести в движение значительные массы людей и привести к иным, пока что плохо прогнозируемым последствиям.

Александр Давыдов