Телеграмм-канал «БалтИнфо» со ссылкой на «Политбиржу губернаторов СЗФО» сообщает о понижении рейтинга губернатора Новгородской области Андрея Никитина:
Губернатор Новгородской области Андрей Никитин. Реформа здравоохранения продолжает волновать жителей области, которые выходят на акции протеста. Минувшая неделя привела к фактическому захвату здания райадминистрации протестующими пенсионерами. Тема опять вышла за пределы региона и была освещена на федеральном уровне.
Напомню суть истории. В Новгородской области идёт реформа здравоохранения, которая подразумевает закрытие круглосуточных стационаров в некоторых районных центрах области. Разумеется, жителям это не нравится. Жители недовольны, жители протестуют. Жители выходят на митинги. Организацию недавнего перекрытия федеральной трассы в Шимске медиацерберы губернатора Никитина пытаются представить как организованную оппозицией акцию. Действительно, оппозиция подхватила тему непопулярной реформы и использует её в предвыборной борьбе (в области вовсю идёт необъявленная пока предвыборная кампания за кресло депутата-одномандатника Госдумы), но кто в этом оппозицию упрекнёт? Разве что те самые губернаторские медиацерберы.
Я глубоко убеждён, что мы имеем дело с ростом тревожности среди населения области и эта тревожность будет нарастать, как снежный ком. Тому пример — недавний случай в Окуловке, когда местные жители буквально штурмом взяли администрацию района, требуя встречи с приехавшей Антониной Саволюк, министром здравоохранения Новгородской области.
Саволюк сначала отказывалась, утверждая, что для общения с гражданами у неё нет времени, и не к ним на встречу она приехала, а к депутатам районной Думы, представителям предпринимательского сообщества и чиновникам администрации. Но люди настаивали, пришлось, разговаривать и выслушать требования: организовать новую санитарную машину в районе, оставить в ЦРБ необходимое для жителей количество койко-мест и «разобраться с зарплатами медперсонала».
Меня несколько смущает, что на стихийной (!!!) встрече с жителями присутствовала лидер всероссийского движения «Альянс врачей» Анастасия Васильева, исполнившая роль рояля в кустах, но к возмущениям жителей всегда будут ... хорошо, не примазываться, присоединяться политики и околополитики.
Теперь от частного к общему. В Новгородской области за два года работы губернатора Никитина и его команды система управления окончательно пошла вразнос.
Непопулярные реформы здравоохранения и будущие столь же непопулярные реформы образования наслоились на массовое обнищание населения. Масла в огонь добавили и отставки глав районов по явно надуманным предлогам — главы были просто неугодны Никитину, но жители восприняли это как смачный плевок в их сторону.
Ситуация с обрушением сайта Госуслуг 1 февраля, в ночь записи детей в первый класс, и фактическое отсутствие уборки в Великом Новгороде и Старой Руссе (тут правят пропихнутые на должности чуть ли не силой губернаторские ставленники Розбаум и Бусурин) добавляет нервозности. Люди понимают, что местное самоуправление разрушено окончательно, а вице-губернаторы и ставленники Никитина что на должности министра образования (или здравоохранения), что на посту мэра, или главы района, не справляются. Сам же губернатор почему-то их поддерживает, хоть своей ответственности за то, что они творят, признавать не хочет. «Хороший царь и плохие бояре», — эта давняя схема не работает даже в отношении Владимира Путина, что говорить про губернатора Никитина?
В регионе умирает малый бизнес, грабительские тарифы на услуги ЖКХ бьют по карману и тех, кто живёт в многоэтажках и тех, кто пытается в этом нищем регионе делать создавать хоть какие-то рабочие места. Налог на коммерческую недвижимость в 2% от кадастровой стоимости (в Питере, для сравнения, 0,2%) добивает бизнес окончательно. Андрей же Сергеевич, убивая то, что уже работает, грезит о каких-то мифических инвестициях, которые должны прийти в полумертвый регион. А бизнес — это не только карманные Карауловы, строительные магнаты, друзья губернатора. Бизнес сегодня — это огромная армия самозанятых и тех, кто даёт работу таким же самозанятым, от таксистов до тех, кто в мороз торгует на неотапливаемом рынке. Именно к ним залезает в карман губернаторская кодла, любой ценой стремясь наполнить нищий бюджет, чтобы обеспечить зарплатой себя любимых, за казённый счёт пожить в Шарматово, слетать в Японию, в Сочи, в любимую и родную для них Москву, поговорить там об инвестициях, цифровой экономике и росте прироста.
У людей складывается ощущение, что «всё пропало», а такие настроения имеют свойство нарастать, как снежный ком. Рост панических настроений не поддаётся логике и неуправляем, социальный взрыв, возможно, не за горами и все признаки его — на лицо.
И сегодня, накануне двухлетия прихода в регион губернатора Никитина, можно говорить о колоссальном недоверии жителей региона к губернатору и его команде. Диалога с людьми не было и нет, а попытки в последний месяц как-то выстроить общение в виде монолога если не с людьми, то со специально отобранными журналистами и если не самого губернатора, то его медиацерберов, выглядят жалко и неубедительно.
Провальная информационная политика и откровенная боязнь губернатора Новгородской области Андрея Никитина прикоснуться к реальной жизни сыграла с областью зую шутку. Сегодня руководство региона со своими прожектами и «цифровой экономикой» живёт отдельно, население со своими проблемами и отчаянием от того, что их отказываются слушать, отдельно.
Точки соприкосновения губернатора с жителями нет и не будет. Потому что поздно. Верхи не хотят слушать тех, кто внизу, а внизу уже не просят (петиций на имя губернатора было отнесено в Жёлтый дом немало, реагировать никто не собирался), но требуют. Люди не говорят, а кричат. Естественно, всё это находит отражение на федеральном уровне, например, когда провластная федералка полоскала Елену Писареву за фразу о том, что после 30 женщине деньги не нужны.
Чем продолжение такой политики грозит региону? Дальнейшим ростом протестных настроений, которые, подогреваемые популистскими лозунгами представителей политической оппозиции (популизм сегодня, увы, популярен) могут вылиться как в митинги, организованные и стихийные, так и в протестное голосование осенью. Впрочем, до осени ещё надо дожить. В любом случае, ничего хорошего жителей область, на мой взгляд, в будущем не ждёт, людям остаётся протестовать в рамках закона и выражать своё недовольство региональной властью тоже в рамках закона. Хотя кто сказал, что недоверие ставленнику Путина не проецируется на самого Верховного Стерха?
Чем продолжение такой политики грозит губернатору? Давайте разберёмся.
Губернатор Новгородской области Андрей Сергеевич Никитин прекрасно знает, зачем он приехал в Великий Новгород — за карьерным ростом.
В прошлом Никитин очень уютно и безбедно сидел в «АСИ» на Новом Арбате, в здании мэрии Москвы, и прекрасно себя чувствовал, забирая деньги из федерального бюджета и осваивая их в виде красивых презентаций и нереализуемых, но тоже очень красивых проектов. Но в один прекрасный день его угораздило залезть в аферу с «Юниаструм банком».
Новгородцы помнят первую в должности губернатора декларацию Андрея Никитина. В 2016 году, возглавляя «АСИ», Андрей Никитин заработал 44 миллиона 711 тысяч рублей. Это 122 459 рублей в день. Не в месяц, повторю, в день.
А в марте 2017 года председатель комитета информационной политики Юлия Слуцкая неуклюже оправдывалась за своего шефа:
Если говорить о тех доходах, которые получены Андреем Никитиным за прошлый год, то половину суммы составило вознаграждение за работу в должности председателя совета директоров «Юниаструм банка» до его слияния с банком «Восточный» (этот пост Андрей Никитин оставил в январе 2017 года). А остальное – это продажа автомобиля, преподавательская деятельность и заработная плата по основному месту работы.
Так вот, бытует мнение, что за аферу с «Юниаструм банком» Андрея Сергеевича в Новгородскую область и сослали, чтобы показал на своём примере внедрение тех практик, которые он за федеральные деньги разрабатывал в «АСИ». И если задать в поиске «Андрей Никитин, «Юниаструм банк», Артём Аветисян», можно узнать очень интересную информацию и сделать свои собственные выводы.
Андрей Сергеевич очень хочет вернуться в Москву. Все поездки на инвестиционные форумы, объявление пилотных проектов в Новгородской области, оплаченные комплиментарные интервью в федеральной прессе, зажим критики, «чёрные списки», построение «информационного каркаса» и «цивилизованного информационного пространства» внутри региона, чтобы ни одна новость с негативным окрасом не вылезла за пределы Новгородской области — всё это должно было работать на положительный имидж губернатора Никитина в Москве и способствовать его триумфальному возвращению на федеральный уровень.
Но произошло непредвиденное. Оказывается, Андрей Никитин, будучи прекрасным разработчиком нереализуемых проектов за бюджетный счёт, оказался совершенно не готов руководить маленькой и очень бедной областью с огромным отрицательным бэкграундом.
Цифровую экономику нельзя построить, стоя по колено в грязи, этого Андрей Сергеевич не понял до сих пор. Он прекрасно себя чувствует там, где надо говорить о пилотных проектах и стратегических инициативах, но увы, погружаться в суровую действительность отправляет своих министров, которые тоже не знают, как и не умеют разговаривать с людьми.
Поэтому из уютного особняка в губернаторской резиденции Шарматово кажется, что вся реформа — это благо, а глупые люди просто этого не понимают. А «глупым людям» видится другое: прожектёрство и маниловщина губернатора Никитина в условиях разваливающегося и абсолютно непригодного для жизни региона.
Разумеется, как я уже говорил, возмущения в регионе будут снова и снова становиться инфоповодом для региональной и федеральной прессы, даже самой провластной, ведь в Москве тоже работают по схеме «хороший царь — плохие бояре», и шанс у Андрея Никитина стать тем самым «плохим боярином», не оправдавшим оказанного ему высокого доверия, есть.
Нет, Андрея Никитина не снимут — ставить некого. По Москве ходит злая шутка о том, что «раньше заносили, чтобы губернатором назначили, а сейчас заносят, чтобы не назначили». Поэтому Новгородская область и губернатор Никитин — это будущее ещё на три года, как минимум. А вот карьера Андрея Сергеевича Никитина, если дальше так пойдёт, будет загублена навсегда. И не видать ему ни достойного повышения, ни дальнейшего карьерного роста. Правда, губить карьеру одного чиновника ценой развала жизни в регионе, пусть маленьком и бедном — это какая-то, на мой взгляд, страшная цена. Но в матушке-России вечно «лес рубят, щепки летят». Мы, жители региона, щедро оплачиваем бег по граблям Андрея Никитина и его команды, оплачиваем не только деньгами налогоплательщиков, но и своим обнищанием, но это не волнует ни самого губернатора Новгородской области Андрея Никитина, ни тех, кто его к нам направил. Бег по граблям продолжается.
Антоний Киш для «Новгородского портала»