Сама территория , её ландшафт, вносили планы в экономическое развитие Советского Союза . Огромное количество больших и малых рек , водоёмов автоматически предполагало развитие хозяйственной инфраструктуры связанной с водой .
При правильном планировании и развитии хозяйственной деятельности водные преграды превращались в огромный экономический потенциал страны . На этой теории и развивалось дальнейшее строительство каналов , ГЭС и других сооружений .
Крупнейшим рукотворным каналом по праву считается Беломорканал .
Цель строительства этого канала была в том , чтобы соединить Белое море и Онежское Озеро , с последующим выходом к Балтийскому морю .
В 1702 году прототипом канала стала " Государева дорога ". Это просека шириной около 10 метров по которой от Белого моря к Онежскому озеру волоком перетаскивали военные суда . Это было время Великой Северной войны .
По решению руководства СССР , строительство канала началось в 1931 году и закончилось в 1935 . Примечательно , что строительство велось практически вручную и в сжатые сроки .
Общая протяжённость канала составила 227 км . На канале построено 19 шлюзов и каскад из 5 ГЭС . Глубина канала 4 м , ширина 36 м . Канал не потерял свою актуальность и в наши дни . С 2010 по 2013 годы по каналу было перевезено более 0,5 млн тонн грузов . Беломорканал входит в десятку самых выдающихся каналов мира .
Нельзя обойти вниманием Волго - Донский канал .
Соединить 2 реки Волгу и Дон пытались и до Советского Союза .
Первая попытка была в 1569 году . Турецкий султан Салим II задался целью воплотить этот проект . 22 000 солдат целый месяц проводили работы , но у них ничего не вышло .
Вторую безуспешную попытку предпринял Пётр I в 1697 году .
С 1948 по 1952 годы Советский Союз построил канал . Длинна канала составила 101 км , 45 км приходится на водохранилище . Глубина канала 4 м , ширина 80 . Построено 13 шлюзов и 17 дамб . Отличие канала состоит в том ,что там есть Волжская лестница . Это каскадное сооружение поднимает суда на высоту 88 м .
Канал Москва - Волга .
В 30-х годах население Москвы увеличилось . Возросла потребность в воде для нужд города . Было принято решение о строительстве канала между реками Москва и Волга .
Длинна канала составила 128 км , глубина 6 м , средняя ширина канала 65 метров .
На канале построено 8 ГЕС . Этот объект даёт 60 % воды потребляемой в Москве . Не нужно забывать , что большую роль играют и созданные попутно водохранилища .
В 1947 году в честь 800 - летия Москвы , канал был переименован и стал называться канал имени Москвы . Благодаря каналу Москву ещё называют "портом пяти морей ". По каналу , а потом по другим водным путям можно выйти в Балтийское , Чёрное , Каспийское и Белое моря . В этом году каналу исполнится 82 года .
Волго- Балтийский водный путь ( бывш. Мариинская водная система)
Нельзя сказать , что этот путь является каналом в том понимании , в котором мы привыкли это видеть . Это не канал , а сложное звено единой водной системы , которая даёт возможность выйти к Каспийскому , Азовскому , Чёрному , Балтийскому , Белому морям .
Цель этого сооружения была в том , чтобы соединить Балтийское море и бассейн Каспийского . Началом строительства этой системы по праву можно назвать 1703 год , когда по приказу Петра I началось строительство канала, положившего начало соединению бассейнов рек Волги и Невы . В будущем эту водную систему стали называть Мариинской .
В 60-х годах прошлого столетия прошла капитальная реконструкция Мариинской водной системы . После этого система получила новое название Волго-Балтийский водный путь . Протяжённость пути составляет 1100 км . Проход кораблей из Петербурга до Рыбинска занимает около трёх суток .
С водой связаны и другие немаловажные проекты в СССР , но это большая и очень обширная тема для другой публикации .