Найти тему

История одной подделки

С виду обычный навесной замочек для шкатулок таит в себе целый мир тайн и исторических казусов.
С виду обычный навесной замочек для шкатулок таит в себе целый мир тайн и исторических казусов.

До революции, выражение  Павловский замок было таким же нарицательным, как Гжель или Каслинское литье - именно в небольшом Нижегородском селе Павлово был центр производства российских висячих замков. Село Павлово было известно не только в России, но и в Европе, Востоке - на Западе село получило название "Русский Шеффилд". Село Павлово сильно отличалось от обычных сел того времени, сельские жители не имели огородов, так как вся земля была занята под мастерские по производству замков, при этом в селе выпускалась газета, было 4 кинотеатра и были крестьяне-миллионеры.

Возникает резонный вопрос, почему центр по производству замков возник именно в селе, а не в городе. Ответ кроется в рентабельнсти производства, а точнее наоборот, в нерентабельности производства навесных замков - заводы и фабрики если и делали замки, то только как добавочное производство. При кустарном изготовлении замков, набегала хоть и не большая, но маржа, которая получалась за счет 16 часового рабочего дня и семидневной недели. Кустарное производство дошло до таких масштабов, что в дореволюционной России  навесной замок  и село Павлово стали синонимами, а павловских мастеров знала поименно вся Россия. Именно этим фактом и стали пользоваться нечистые на руку производители – подделывать замки и ставить клейма очень похожие на клейма павловских мастеров, соотвественно цена такого замка была несколько выше за счет известного имени.

Внешне замок не отличить от стандартного замочка братьев Рыженьковых, но клеймо и подпись выдают подделку.
Внешне замок не отличить от стандартного замочка братьев Рыженьковых, но клеймо и подпись выдают подделку.

Самыми известными мастерами из села Павлово была династия Рыженьковых (Семен, Михаил, Федор, Александр и Яков) и Ф.М. Варыпаев. Именно с этими именами связано огромное количество подделок на замочном рынке царской России. Опасаясь преследования за нарушение авторских прав, нечистые производители навесных замков пошли по пути современных китайцев, которые вместо Adidas писали Adibas – сходство в написании вроде есть, но одна буква все же отличается.

В рассматриваемом замке отсутствует имя мастера, при этом фамилия полностью совпадает,  есть вопросы и по короне–клейму, у Рыженьковых корона была с крестом в середине навершия, а здесь явное отсутствие признаков креста.

Несмотря на явную подделку, замок имеет высокое качество сборки, на нем отсутствуют следы брака и он имеет качественную пайку.
Несмотря на явную подделку, замок имеет высокое качество сборки, на нем отсутствуют следы брака и он имеет качественную пайку.

Замок имеет классическую форму для замков производимых братьями Рыженьковыми – «репчатый» паянный плоский латунный замок. Средняя стоимость такого замочка с ключом была 10 царских копеек, в день мастер мог сделать не больше 4 замочков. Любопытной особенностью замков того времени – они все имели единственный ключ, сделать дубликат ключа не умел даже мастер на этапе изготовления замка, при потере ключа - замок выкидывался. 

За внешнее сходство с репкой и технологии изготовления такие замки прозвали «репчатыми» плоскими латунными паяными замками.
За внешнее сходство с репкой и технологии изготовления такие замки прозвали «репчатыми» плоскими латунными паяными замками.

Современное село Павлово превратилось в небольшой захолустный город, о его былой славе  знают разве что историки. Остается большой загадкой - почему подделывалась только Павловская продукция (замки, ножи, ножницы), для примера - Каслинское литье не подделывали, как не подделывали Гжель и не подделывали Кузнецовский фарфор, кроме того не подделывали тульские врезные замки. На современных аукционах специализирующихся на старине, количество поддельных Павловских навесных замков  значительно превышает предложение с неподдельными клеймами.

Таким образом, можно смело утверждать, что технологии изготовления «Адибасов» была доступна еще и царской России. Косвенно факт подделки подтверждает, что любое кустарное производство не защищено от подделки, ибо защищать интересы Павловских мастеров было некому, в отличии от крупных заводов и фабрик. 

Источник