Найти в Дзене
родные корни

Частные подробности «Столыпинского» переселения в Сибирь

Оглавление

Семьи прадеда и прабабки Рубцовы – Шматовы, «столыпинские» переселенцы. Прибыли на Алтай, в Томскую губернию в 1909 году из с.Турово Воронежской губернии.

Я всегда думала, что на переезд их толкнула отчаянная бедность в родном краю, а тут давали возможность начать всё с чистого листа, оплачивали дорогу, обеспечивали подъемными и землёй.

Казалось, что в жизни крестьян начала 20 века не может быть сюрпризов, мотивы понятны, действия известны.  Словами не описать культурный и мировоззренческий шок, который получила, когда начала составлять свою родословную и интересоваться подробностями жизни предков.

Сеятель, памятник Алтайским переселенцам. г. Барнаул
Сеятель, памятник Алтайским переселенцам. г. Барнаул

Считается, что все крестьяне ехали за Урал за землёй и получили её по приезду!

На самом деле ехали, безусловно, за землёй, но досталась она не всем!

Взяла в архиве карточки сельхозпереписи 1917 г, трех родственных семей. Только один хозяин двора, Гавриил Рубцов получил 4 земельных надела, по числу мужских рук в семье.  А остальные числились безнадельными.

Родные вспоминают, что ехали они по-богатому: везли с собой лошадей, коров, домашний скарб, бороны, молотилки, семена.  А здесь всё постепенно растеряли. Не сладким оказался новый хлеб!

Рубцовы попали по прибытию на "голую кочку" в Чарышской волости, где вместе с другими такими же бедолагами, основали село Ново-Терновое, сейчас уже не существующее.

Фрагмент карточки сельхоз-переписи 1917г. Домохозяина  Рубцова Г.Е.
Фрагмент карточки сельхоз-переписи 1917г. Домохозяина Рубцова Г.Е.

До коллективизации, пахали как волы: хлеб сеяли, скот разводили, пасеку держали. А потом – суп с котом, все стало общим, глава семьи определён в Нарым на 10 лет, чтобы не сильно переживал за своё скудное добро, заработанное потом с кровью и утраченное во имя всеобщего благополучия!

Шматовым, «повезло» ещё круче, они распределились в Колыванскую волость, старожильческое село Ручьёво. Местные были не особо рады переселенцам.

Фрагмент карточки сельхоз-переписи 1917г. Домохозяина Шматова Г.И.
Фрагмент карточки сельхоз-переписи 1917г. Домохозяина Шматова Г.И.

Дело дошло до того, что не получив обещанные наделы и не выдержав алтайского гостеприимства, семья пыталась вернуться в Воронеж, но там, гражданские противоречия и смута случились раньше, чем в Сибири и потерявшие всё люди оказались совсем не к месту.

Выживали тяжело, отец Шматов, ездил работать на городских вокзалах носильщиком, а его маленькие дочки с женой батрачили по людям. Потом глава семейства умер, стало совсем худо, рано выданные замуж дочери, спасли семью от полного исчезновения.

Теперь самое главное:

Оцифрованная книга "Переселение за Урал в 1908" из библиотеки им. Шишкова.  Весьма информативная и читается легко.
Оцифрованная книга "Переселение за Урал в 1908" из библиотеки им. Шишкова. Весьма информативная и читается легко.

1) Согласно справочнику «Переселение за Урал в 1908 г», миграция на новую родину стоила в два раза больше, чем государственная компенсация, за переезд.  Конкретно за Алтай давали 150 рублей, а расчётная стоимость мероприятия была 300р.

2) Для тех крестьянских семей, у кого на родине животы от нищеты сводило, никаких шансов перебраться в дальние края, не было и в помине. Те, кто отважился переезжать, были не бедными у себя дома.

3) Переселенцев обманывали все кому не лень. Мутные посредники, бравшие процент за размещение в «сказочных Эльдорадо», мелкие провинциальные чиновники, старожилы.

4) Многие мигрирующие семьи ставили на кон все что имели, теряли и не находили в себе сил и средств вернуться на родину или подняться на новом месте. И исчезали без следа.

Морали и выводов у истории нет! Буду благодарна за лайк и подписку!