31 декабря 1956 года и 1 января 1957 года в главной газете Советского Союза «Правде» был опубликован рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Прототипом героя этого рассказа стал лётчик-истребитель Григорий Дольников.
«Горачий». Именно так, с характерным белорусским акцентом, звали в годы войны летчика–истребителя Григория Дольникова его боевые товарищи.
Есть такое выражение — человек–легенда. Григорий Устинович соответствует ему как никто другой. Нелегкой долей одарила Дольникова судьба, проведя через тяжелейшие испытания, которые он с честью и достоинством выдержал: жестокие воздушные бои, ранение, плен, побег из лагеря, партизанский отряд и снова яростные схватки с асами люфтваффе. Золотая Звезда Героя, нашедшая «Горачего» через 33 года... Его сила духа, любовь и преданность Родине нашли воплощение в образе главного героя шолоховского рассказа и одноименного фильма «Судьба человека» — Андрея Соколова. Соколов — под такой фамилией Дольников числился в фашистском концлагере и воевал в партизанском отряде.Только Шолохов своего героя Андрея Соколова в рассказе «Судьба человека» изобразил не летчиком, а фронтовым шофером. Так ему было проще создать произведение о судьбе беспризорного мальчика Ванюшки.
Григорий Устинович Дольников.
Советский лётчик-истребитель Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза,заслуженный военный лётчик СССР, генерал-полковник авиации, кандидат исторических наук.
Принимал участие в боевых действиях с 1943г.-1945годы. Совершил 160 боевых вылетов, 42 воздушных боя. Сбил 15 самолётов противника.
Родился 8мая 1923г. в деревне Сахаровке Горецкого района Могилёвской области.Семья перебралась в Белоруссию в 1919года из Петрограда. Отец Устин Савельевич Дольников был рабочим Путиловского завода.
В 1936 году от тифа умерла старшая сестра, а через месяц умер отец.
В 16 лет Григорий учился в ФЗУ при депо. Однажды к ним в депо пришли лётчики. Он услышал поскрипывание их кожаных регланов и звуком этим был пленён и растревожен. Он поступил в аэроклуб. Потом в лётное училище.
30 сентября 1943 года младший лейтенант Григорий Дольников вылетел на боевое задание
в пятьдесят шестой раз. Шестнадцать «Юнкерсов» против шести наших истребителей! Дольников сбил одного «Юнкерса» и пошёл на таран другого, но сам при этом был сбит и попал в плен.
Его привели на допрос в избу, где сидели немцы,выпивали и закусывали. Из рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека»: «Он…(немец)
наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и всё это подаёт … и говорит: «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия»…
А он ответил: «За свою погибель и избавление от мук я выпью». Взял стакан и в два глотка вылил его в себя, а закуску не тронул. Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть своё, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».
Этот эпизод и «списан» с Дольникова.Когда Дольников выпил до дна третий стакан и немцы, едва ли не растерянные, совали ему еду: "На! Перед смертью кушают!», а он кричал им: «Мы и перед смертью не закусываем».
Дверь избы неожиданно распахнулась, и вошла старушка: «Съешь, сынок»,-протянула она Дольникову блюдце, на нём были помидоры и солёные огурцы. Немец ударил женщину сапогом в грудь. Дольников, себя не помня от бешенства, набросился на немца, все немцы разом навалились на Дольникова, и он надолго потерял сознание.
Тут уже нет портретного сходства Дольникова с шолоховским Соколовым. С этого момента у Соколова-Дольникова (как, впрочем, и до этого) своя и только своя жизнь, своя судьба человека.
Трижды он пытался бежать из лагеря. Трижды его предавали. Наконец побег удался.Потом он вышел на партизанский отряд...