Q: Нужно ли дизайнеру регистрировать и оформлять бизнес? Или просто можно творить, не вдаваюсь в юридические тонкости?
A: Сперва отвечу на вопрос зачем. Если для дизайнера это бизнес, необходимо соблюдать первое правило бизнеса — защищать свои инвестиции.
Регистрация — первый способ защиты, ведь это возможность работать легально и не беспокоиться о претензиях со стороны государства, работников, партнеров. Для начинающих дизайнеров я рекомендую зарегистрировать в виде ИП (физическое лицо-предприниматель) и выбрать УСН. Упрощенка на доходах самая удобная: низкий налог (6% от оборота), простота оформления, возможность экспорта и найма сотрудников. Когда обороты превысят допустимые, появятся большие расходы, инвесторы и партнеры — можно регистрировать юридическое лицо.
Оформление интеллектуальной собственности — второй способ защиты. В первую очередь советую регистрировать название бренда в виде ТМ, а то может произойти как с Supreme . Если логотип узнаваемый — регистрируйте его отдельной маркой, логотипы часто меняются. Торговая марка охраняется только в той стране, где она зарегистрирована. Не нужно регистрировать ТМ "сразу во всем мире" — подберите страны в которых вы производите товар, где продаете, куда импортируете.
Авторские права не обязательно регистрировать, они существуют с момента создания произведения. Но если вы привлекали кого-то к коллекции — подпишите договор и получите права. Или можете получить иск от приглашенного автора и выплатить компенсацию — довольно частая ситуация для рынка моды, когда кто-то остался недоволен сотрудничеством. Патенты сложная тема, и чаще всего у вас не получится защитить патентом тот дизайн, который вы хотите. Но не скупитесь на профессионалов, их труд принесет вам больше, чем вы потратите.