Найти тему
Новая Россия

ГУБЕРНАТОРЫ-ТЕХНОКРАТЫ: ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ "ЭФФЕКТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ" В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ

 Аналитический доклад Института актуальной экономики
совместно с общественной организацией «Новая Россия


   Время новых молодых «губернаторов-технократов» началось в 2016 году с назначения тридцатилетнего Антона Алиханова врио губернатора Калининградской области. Это назначение открыло целую эпоху, подразумевавшую смену старых функционеров с закостенелым взглядом на вопросы госуправления, которые либо просто тихо отсиживались лишь бы не трогали, либо рассматривали доверенный им регион как свою вотчину с крепостными, управляя по «понятиям» 90-х годов. 

    Заменой им должны были стать молодые специалисты, которые ориентируются на лучшие мировые практики, и понимают, что главная их цель – развитие экономики региона и повышение благосостояния населения. Массовая смена губернаторского корпуса осуществлялась «волнами» в 2017 и 2018 годах, а окончательно новые назначения закрепились в единый день выборов в сентябре прошлого года.

   Институт актуальной экономики совместно с общественной организацией «Новая Россия» проанализировали регионы, в которых у новых «технократов» уже была возможность себя проявить: кто-то до новых назначений успел получить опыт управления регионом или хотя бы городом, но большинство успели до единого дня выборов поработать в статусе врио, познакомившись со спецификой доверенного региона и приняв ряд важных решений. Затем были отобраны 10 губернаторов, которые являются наиболее «медийными» - чаще всего оказываются в поле зрения СМИ и на слуху у общественности (в данном докладе они упорядочены по убыванию количества упоминаний в СМИ по оценке «Медиалогии») и управляют непростыми в плане накопившихся социальных и экономических проблем регионами.

   Каждый из губернаторов оценивался аналитиками Института актуальной экономики и активистами региональных отделений «Новой России» на основании анализа управленческих решений: какие решения пошли на пользу региону, а какие действия (или их отсутствие) не способствуют улучшению социально-экономического состояния региона. 

   По итогам аналитического исследования составлен рейтинг «полезности» новых губернаторов. Сейчас самое подходящее время для подведения промежуточных итогов: большинство губернаторов в нашем рейтинге занимают руководящую должность не менее года, президентом России в прошлом году были сформулированы майские указы, требующие выполнения, были определены 12 ключевых нацпроектов. Соответственно, встаёт вопрос, действительно ли новые губернаторы способны совершить качественный скачок вперёд

1. Нижегородская область – Глеб Никитин

   Глебу Никитину в Нижегородской области досталось хорошее наследство: регион исторически обладает развитой промышленностью и туристическим потенциалом.

Результаты деятельности:

«+»

• Регион закончил 2018 год с ростом валового регионального продукта (ВРП) примерно на 2%. Это близко к общероссийскому показателю, но в области не ведётся добыча нефти и газа – основы российской экономики.
• Объём инвестиций в основной капитал предприятий области за 9 месяцев 2018 года вырос на 106% по равнению с аналогичным периодом прошлого года, а прибыль предприятий увеличилась на 11,5% за тот же период.
• В январе 2019 года был создан институт инвестиционных уполномоченных. В каждом муниципалитете региона были назначены люди (инвеступолномоченные) для контроля за соблюдением прав и интересов предпринимателей и инвесторов. В их задачи входит в том числе и сокращение сроков получения различных согласований и разрешений.

«-» 

• За время руководства Никитина не были решены старые проблемы, связанные с некорректным поведение местных энергетиков - ПАО «ТНС энерго НН» и МРСК Центра и Приволжья. Предприниматели и люди давно жалуются на получение завышенных счетов и штрафов за неиспользование магнитных пломб, использование которых необязательно.
• Состоялась смена модели управления Нижним Новгородом: Глеб Никитин инициировал переход на одноглавую модель управления городом, но при этом от введения прямых выборов мэра города отказался. Такая реформа ведёт к появлению во главе Нижнего Новгорода человека, лояльного к региональной власти, не зависимо от его способностей. Данный шаг противоречит образу Никита как аполитичного технократа, с которым он пришёл в регион. Возникший политический конфликт был усугублен тем, что на фоне уклонения от диалога с жителями города и городскими депутатами, он не произвёл никаких значимых кадровых перестановок в своём кабинете, оставив у власти прежних людей.

Выводы:

   Очевидные плюсы в результатах работы Никитина заключаются в том, что он, все-таки, занимается повышением инвестиционной привлекательности региона и сумел обеспечить рост ключевых экономических показателей.
Минусы в деятельности Никитина, прежде всего, идут от реформы местного самоуправления, которая лишила город самостоятельности. Старые проблемы, в том числе самоуправства энергетиков, также висят над губернатором как дамоклов меч.

   Никита Исаев:

«Наша последняя встреча показала, что Глеб Никитин проявляет открытость для дискуссий и готов к конструктивному диалогу. Уже сам факт такой встречи показывает, что Никитин желает выстраивать коммуникации с экспертным сообществом и продолжать эту работу. Это довольно редкое и полезное качество для представителя власти. Только в условиях подобной конкурентной среды можно достигать по-настоящему значимых результатов. Я считаю Никитина самым перспективным из всех молодых технократов».

2. Самарская область – Дмитрий Азаров

Результаты деятельности:

«+»

• Несмотря на перенос сроков строительства футбольного стадиона, он был готов вовремя.
• Этапы Чемпионата мира были проведены без эксцессов.

«-»

• Городское благоустройство, сделанное наспех для ЧМ-2018, «поплыло» после первого же дождя.
• Банкротство муниципального перевозчика «Пассажиравтотранс» с передачей подряда частной компании «Самара АвтоГаз», которая стала фаворитом властей ещё со времён Азарова-мэра Самары, привело к тому, что работу потеряли 600 человек.
• Невыполнение обещаний, данных обманутым дольщикам.
• Попытки Азарова подобрать на выборы соперников послабее - таких, как лояльного правительству Алексея Лискина вместо известного в регионе политика Михаила Матвеева.

Выводы:

   Позиция Азарова такова, что во главе угла стоят собственные бизнес-интересы, а с народом даже не обязательно общаться. Проблемы населения, будь то сокращение сотрудников Автоваза или невозможность получить квартиры обманутыми дольщиками при этом просто игнорируются.

   Никита Исаев:

Дмитрий Азаров - весьма непростая фигура, он упоминается в связи с самыми различными группами влияния, включая Вячеслава Володина, чьи позиции сейчас не самые устойчивые. Соответственно, потенциал губернатора зависит не только от его личных качеств и способностей его команды, но и от его лоббистского ресурса в Москве. Очевидно, что Володин в этом плане в настоящее время не может помочь. Это ведёт к тому, что в регионе усиливают политическое влияние совсем другие группы, в том числе и «Ростехнологии», которые были заинтересованы в назначении своего лояльного губернатора (ранее упоминался Владимир Гутенев). 

Регион сильно завязан на неэффективной, плановой (по советскому образц)у экономике и малочисленных крупных производствах. Это завод «АвтоВАЗ», химические производства (Тольяттиазот) и другие. Хорошую службу Самаре сослужил ЧМ по футболу с точки зрения развития инфраструктуры, но это скорее можно отнести к заслугам предыдущего губернатора Меркушкина.

Летом я проезжал Самарскую область качество дорог выгодно отличается от других регионов. Перспектив развития экономики пока не видно у Азарова, скорее в его задачи входит обеспечение стабильности в таком непростом регионе, где на улицах еще полтора-два года назад собирались митинги в десятки тысяч человек. Большой проблемой является и зачистка политического поля, внутриэлитные конфликты, в том числе избрание Александра Хинштейна депутатом от Самарской области.

3. Омская область – Александр Бурков

Результаты деятельности:

«+»

• Ремонт дорог в центре Омска.

«-»

• Недостроенное омское метро законсервировано.
• Реконструкция аэропорта и строительство Красногорского гидроузла так и остались на бумаге. Попытки же переложить ответственность за строительство гидроузла на плечи федерального бюджета не увенчались успехом.
• Дороги ремонтируются только в центре Омска.
• Попытка решить проблему обманутых дольщиков, предлагая льготное подключение к сетям домов высокой степени готовности, успехом не увенчалась: в городе, по-прежнему, насчитывается 29 проблемных объектов. Предложенных мер оказалось недостаточно для решения проблемы.

Выводы:

   Александр Бурков – мастер невыполнения обещаний. Особенно по части строительства. При нём абсолютно была провалена реализация политики в сфере строительства, а ряд важнейших проектов просто заморожен.

   Никита Исаев:

Александр Бурков прошел по квоте Справедливой России. При этом условия этой квоты были такие, какие даже единороссы не предоставляют. Его поддержали и омские коммунисты, и прочие партии «системной оппозиции». Поэтому и результат у него был таким впечатляющим – более 80% голосов «за». Но Бурков начал разрушать систему местного самоуправления и стал фактически самостоятельно назначать заместителей мэра. С точки зрения вертикали власти это, конечно, плюс, но большой минус с точки зрения ответственности, которую он при этом на себя берет. 

Омская область - депрессивный регион, завязанный на основное предприятие, которое при этом еще и платит налоги в Санкт-Петербург. Я имею в виду Омский нефтеперерабатывающий завод, входящий в состав Газпромнефти, почти целиком принадлежащей Газпрому.

Буркову, как и другим кандидатам в губернаторы от Единой России, прислали из Москвы денег, чтобы подремонтировать дороги и восстановление прочей инфраструктуры. Но проезжая Омскую область, я обнаружил полный провал в экономике и попытки зарыть деньги в местное метро. В регионе царит атмосфера политической показухи. При этом не решается острейшая проблема обманутых дольщиков. Трудно Буркову даются и коммуникации с местной реальной оппозицией. Омская область является одной из точек напряжения в стране.

4. Новосибирская область – Андрей Травников

Результаты деятельности:

«+»

• Основой экономической деятельности является развитие научного потенциала в рамках проекта «Академгородок 2.0». Реконструкция лицея, развитие Новосибирского научного центра, дороги к «Академгородку» - вещи, безусловно, полезные. Тем более, что реализация Новосибирского научного центра помогает не только области, но и Росси в целом повысить шансы на появление передовых разработок и развитие высокотехнологичной промышленности.

«-»

• Нет тенденции к улучшению благосостояния широких масс: реальные доходы населения в Новосибирской области за 10 месяцев 2018 года снизились на 1,5%.
• С начала управления регионом в 2017 году ярких реформ проведено не было. Пока что губернатор исполняет роль близкого к народу инноватора. В новостях проще встретить заголовки о том, что он пожал лапу медведю или сходил в Ikea с женой за свечками.

Выводы:

   Андрей Травников делает полезное дело, занимаясь развитием «Академгородка 2.0», Однако, влияние подобных положительных мер на общее благосостояние жителей большой области крайне мало из-за своей узкой специфики. Поэтому ограничиваться одним только этим проектом нельзя. Он не решает проблемы миллионов людей, не связанных с наукой и высокими технологиями.

   Никита Исаев:

Андрей Травников – один из «оранжерейных» губернаторов, назначенный без всякой территориальной привязки (прибыл он из Вологды). Понятно, что за ним стоит группа влияния Мордашова и отчасти Ковальчуков. И сибиряки не особо тепло приняли нового губернатора. Поэтому для сохранения должности после выборов ему пришлось в жесткой форме зачищать всё политическое поле. На мой взгляд, никаких задач перед ним не существует, кроме успокоения населения, напряженного деятельностью предыдущих губернаторов Городецкого и Толоконского, ушедших с уголовными делами, и продвижения крупных бизнес-интересов групп влияния: строительство четвертого моста и развитие метро. Это сотни миллиардов рублей, целесообразность расходования которых не понимает общество. 

Считаю его бесперспективным. Он так ничему и не смог научиться. При этом он сейчас стал символом главного политического «договорняка» в России – между ним и мэром Новосибирска «коммунистом» Локотем. Это в очередной раз ударило и по Коммунистической партии, и по нему самому. Они оба – абсолютно пустые и бессмысленные игроки, как с точки зрения экономических возможностей, так и с точки зрения публичной политики. Полагаю, что уровень протеста скоро заставит Андрея Травникова уйти. А Кремлю вновь придётся искать замену. 

5. Калининградская область – Антон Алиханов

Результаты деятельности:

«+»

• Главное преимущество Алиханова – поддержка на федеральном уровне.
• Получено финансирование на реконструкцию стадиона за 17,8 млрд. рублей при том, что в городе нет команды высокого уровня, из федерального бюджета будут выделять средства на поддержание стадиона, которое обходится в 250 – 300 млн. рублей ежегодно, 1 января прошлого года повысили акцизы на бензин по всей стране на 10,7%, чтобы была возможность выделить 40 млрд. рублей на завершение калининградского долгостроя – трассы «Приморское кольцо».

«-»

• Целый ряд проектов так и не был реализован. Проекты ArcInternational (производство посуды) и Kronospan (производство древесных панелей) так и не были запущены, в итоге строившийся в Черняховске на областные деньги индустриальный парк лишился якорного инвестора. Затормозился проект развития производства автомобилей BMW: власти настаивали на новом заводе Храброво вместо сборки на «Автоторе».
• Завершилась неудачей анонсированная программа приватизации: основным активом, представленным к продаже, была «Региональная энергетическая компания». Долги этой структуры высоки, что объективно не позволяло выручить значимую сумму. В итоге вместо продажи было решено вложить в предприятие 277 млн руб. 
• При Алиханове Калининградская область также получила свой самый большой штраф: 455 млн. рублей за нарушение взятых на себя обязательств по софинансированию строительства школы (софинансирование составило 0,7% вместо 64%). 
• Алиханов не смог в полной мере реализовать потенциал модернизации региона в период подготовки к ЧМ-2018 по образу Польши, для которой Чемпионат Европы в 2012 году стал ключом к прорыву в туристической сфере.

Выводы:

   Чемпионат мира по футболу прошёл успешно, без накладок, а сам Алиханов получил финансирование дорогостоящих инфраструктурных проектов из федерального бюджета, которые оказались бы неподъёмным бременем для областного бюджета.

  Однако привлечь крупных инвесторов ни в промпарки, ни в туристическую ОЭЗ, ни в сферу ЖКХ не удалось. Слабый контроль за реализацией проектов приводит к недополучению доходов и росту расходов.

Никита Исаев:

Калининградский губернатор Алиханов уже не самый молодой – это звание теперь удерживает 30-летний Дмитрий Артюхов в Ямало-Ненецком АО. Но Алиханов всё равно управляет регионом довольно неуклюже. Регион находится на особом контроле: многое зависит от международных отношений, внешнеэкономических связей с Польшей, Литвой и Беларусью. Здесь важно поддерживать и развивать особый экономический режим.  Но никакого прорыва не произошло. 

Максимум, на что мог рассчитывать Алиханов – на поддержку федерального центра в виде денег в период избрания. Ради этого деньги собирала вся страна через дополнительные акцизы на топливо (цель – строительство трассы «Приморское кольцо»). Также выделялись средства на строительство и содержание стадиона, который сейчас никому не нужен, и прочую подготовку к Чемпионату мира по футболу.

При Алиханове фактически была разрушена янтарная отрасль. Через непонятные полурейдерские захваты велась работа с аэропортом. Не стал регион исключением и в плане зачистки политического поля: с поста мэра Калининграда ушёл сильный мэр Ярошука. Шансы стать настоящим политическим лидером у Алиханова минимальны и на триумфальный возврат в Москву он рассчитывать не может. 

6. Пермский край – Максим Решетников

Результаты деятельности:

«+»

• За время его руководства с февраля 2017 года в регионе не происходило ни громких социально-экономических реформ, ни скандалов с участием губернатора, способных дестабилизировать экономику края.
• Максим Решетников выступает за повышение самостоятельности регионов в плане налогового администрирования. Действительно, возможности регионов по самостоятельному созданию комфортной среды для ведения бизнеса сильно ограничены. В большинстве случаев это приводит к потере региональными властями заинтересованности в экономических реформах.
• Был создан экспортный акселератор, который должен помогать экспортоориентированным предприятиям.
• Делается упор на цифровизацию региона, которая выливается в понятный людям результат, например в появление сотовой связи в деревнях.

«-»

• Основной упор, всё-таки, не на появление нового бизнеса в регионе, который мог бы создать рабочие места, а на работы со старыми крупными предприятиями.
• Сектор малого и среднего предпринимательства развит крайне слабо: в нём занято только 200 тыс. человек.

Выводы:

   Регион не теряет своей значимости для России (11 место по объёмам отгруженных товаров и услуг) за счёт крупных экспорто ориентированных сырьевых и химических предприятий. Но перекос в сторону крупных не самых эффективных предприятий, которые не могут обеспечить людей достойной зарплатой, слишком силён. Это ведет к зависимости экономики края от мировых цен на сырьё и химическую продукцию. В отсутствии радикальных реформ это сильно осложняет дальнейшее развитие.

   Никита Исаев:

С Максимом Решетниковым мы хорошо знакомы, работали вместе в Минрегионе, потом сотрудничали, когда он работал в аппарате правительства. Я бывал и в Перми, и в Пермском крае – зачищенная политическая площадка как следствие отсутствия реальных экономических проектов и запуска каких-то «пустышек», вроде благоустройства набережной недостроенных художественной галереи и новой сцены оперы, объединения непрофильных больниц, сохранения зоопарка на месте кладбища. Экономически регион проваливается, предприятия закрываются, промышленность подвержена серьезному спаду. Проблемы есть даже в химической промышленности на предприятии «Уралкалий», и в оборонке – на обанкротившемся концерне «Мотовилихинские заводы». Кругом одни проблемы. Но Решетников на хорошем счету у Москвы, он входит в собянинскую команду, поэтому считается, что он может обеспечить себе защиту и протекцию. Пока ему это действительно удается, однако процесс этот не бесконечен.

7. Алтайский край – Виктор Томенко

Результаты деятельности:

«+»

• Алтайский край в прошлом году показал неплохой рост инвестиций в экономику – до 10% (всего инвестиции составили порядка 92 млрд. рублей). Эти деньги пошли на развитие текстильного производства, проекта по строительству кожевенного завода в Заринске, ряд проектов в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности аграрного региона, в том числе — в молочной и мясной отраслях.
• Заключение соглашения о сотрудничестве между Алтайским краем и Кемеровской областью, которое должно упростить сбыт производимого в регионе сельскохозяйственного оборудования.
• Выделение 100 млн. рублей на модернизацию объектов теплоснабжения в Алтайском крае. Эта сумма явно не решит сразу всех проблем, однако для региона, где годами проблемой не занимались, а 70% коммунальных сетей уже изношены – это прогресс.

«¬¬-»

• Губернатор пришел в госуправление из коммерческой структуры, и является сторонником использования заёмного капитала. В то время, как Томенко занимал пост председателя правительства Красноярского края, госдолг региона перешёл за отметку в 100 млрд. рублей, создав серьёзные проблемы для устойчивости экономики региона. Справится ли с наращиванием госдолга Алтайский край, который значительно слабее Красноярского, в условиях постоянного ужесточения контроля за финансами со стороны федеральных властей – покажет время. Но такая финансовая политика несёт риски попасть под полное казначейское сопровождение, как это случилось с Костромской областью и Хакасией.
• Виктор Томенко рискует стать очередным губернатором, который раздаёт невыполнимые обещания. Заявление о намерении газифицировать регион может разбиться о нежелание Газпрома вкладываться в низкомаржинальные российские проекты. Такое заявление находит хороший отклик в народе, но его реализация – крайне непростая задача.

Выводы:

   Положительными моментами являются оказание поддержки предприятиям региона в вопросах сбыта продукции, поиск путей привлечения инвестиций и внимание к вопросам ЖКХ.
Однако приписывать все успехи региона Виктору Томенко рано: у него не было длительного периода в статусе врио главы региона, губернаторское кресло он занял только в сентябре 2018 года. А реализация его планов и исполнение смелых обещаний могут быть нарушены копированием красноярских практик в области финансового планирования.

   Никита Исаев:

Томенко – человек из бизнеса, он совершенно не чиновник и не публичный человек. Я был и в этом регионе – это абсолютно «мусорный» регион, с низким уровнем доверия к власти после предыдущего губернатора Карлина и других чиновников, которые там работали. Томенко оказался неспособен добиться доверия населения: он выиграл выборы с результатом только 53%. Для России это низкий показатель. А как работает команда красноярцев – мы знаем и на примере их деятельности у Хлопонина, и у Прохорова, и у других «успешных» менеджеров. 

8. Орловская область – Андрей Клычков

Результаты деятельности:

«+»

• В рейтинге Агентства стратегических инициатив Орловская область поднялась с 48 на 27 место. 
• Подана и одобрена заявка на создание территории опережающего развития в моногороде Мценске.
• В Орловской области был заключен первый в России специнвестконтракт, предоставляющий промышленникам выгодные условия работы.
• Создан Фонд развития промышленности.
• Показатель степени влияния региональной гарантийной организации на выдачу кредитных ресурсов малому и среднему бизнесу в Орловской области превысил 20%, что является лучшим показателем среди всех регионов России, при среднем значении 1,5% по стране.

«-»

• В социальной сфере есть большие проблемы: врачей и медсестёр не хватает, а оставшиеся вынуждены перерабатывать без доплаты. В итоге врачи отказались выходить на работу в детской клинической больнице (научно-клинического многопрофильного центра медицинской помощи детям им. З.И. Круглой в г. Орле). 

Выводы:

  Несмотря на принадлежность Клычкова к партии КПРФ, построение коммунизма в Орловской области было отложено на неопределённый срок. Пока что процесс управления идёт по традиционному капиталистическому (в положительном смысле слова) пути на принципах рыночной экономики. Орловская область сейчас является одним из лидеров по уровню защиты интересов бизнеса на государственном уровне с широким применением всех возможных инструментов.

   Однако отступление от социальной справедливости приводит к серьёзным проблемам в социальной сфере.

   Никита Исаев:

Клычков - молодой парень, прошёл по квоте КПРФ, но фактически же представляет Единую Россию. КПРФ – партия, которая не работает в интересах протестующих людей, а просто разменивает малозначительную область–пустышку, без значительных ресурсов. Экономическая ситуация там сейчас не самая радужная – некоторые предприятия сворачивают свою деятельность. По сути, Орловская область – это территория влияния Егора Строева, который ранее возглавлял Совет Федерации. 

9. Ярославская область – Дмитрий Миронов

Результаты деятельности:

«+»

• Упор на развитие промышленности региона.
• Формальные показатели региона неплохие: промышленное производство за 11 месяцев 2018 года прибавило 6,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
• В области «Группа ГАЗ» развивает производство двигателей для грузовиков, в течение 2018 года была разработана антикризисная программа по поддержке предприятий и запущено три остановленных ранее завода: НПЗ имени Менделеева, «Верфь братьев Нобель» и «Раскат», выпускающий дорожно-строительную технику.

«-»

• Дмитрий Миронов склонен зачастую выдавать желаемое за действительное. В декабре прошлого года он заявил Владимиру Путину о том, что «Ярославская область по индексу промышленного производства – безоговорочный лидер в ЦФО». При этом, по данным Росстат,а Воронежская, Московская, Тамбовская, Тверская области и Москва имеют темпы роста промпроизводства значительно лучше. Даже средний показатель по ЦФО лучше показателя Ярославской области: +8,7% против +6,4%.
• Доходы в регионе не показывают должного роста, соответствующего росту промпроизводства. Реальные доходы населения за 10 месяцев 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на 7,8%. В ЦФО хуже дела обстоят только в Костромской области, где спад составил 7,9%. 
• Инициировал заключение договора на поставки в полигон «Скоково» 200 тыс. тонн московского мусора в год, что вызвало волну протестов не только экологов, но и местных жителей.

Выводы:

   Забота о крупных предприятиях и создание антикризисного плана для поддержки предприятий полезны: экономический кризис вопреки данным Росстата ещё не завершился, и бизнес нуждается в антикризисной поддержке. Однако шаги губернатора пока не выливаются в рост доходов населения, хотя время показывать результаты уже пришло: по меркам новых губернаторов, возглавляет область он уже давно, с 2016 года. Зато Дмитрий Миронов принимает непопулярные решения, угрожающие экологии. 

   Никита Исаев:

Дмитрий Миронов – «губернатор-призрак». Глава области, относящийся к так называемой группе президентских «адъютантов». Силовик, поставленный руководить регионом. Особой публичностью не отличался с самого назначения. А после скандала с ввозом «московского» мусора, окончательно пропал из повестки. Так что сейчас все успехи и промахи население связывает с фамилией председателя правительства Степененко и его зама Колесова. 

Ярославская область – крайне сложный в управлении регион, «столица демократии и своеволия». За несколько лет «за штурвалом» команде Миронова удалось потеснить местные элиты, но до «армейского» порядка так и не дожали. В результате – непрекращающиеся войны местных с приезжими, местных с местными, приезжих с приезжими. Чувствуется отсутствие единого центра принятия решений, что сказывается на качестве жизни населения.

Все лето Дмитрия Миронова «сватали» на пост федерального министра внутренних дел, но назначение так и не состоялось. Но ощущение, что «генерал-губернатор» ассимилироваться и «врастать корнями» в Ярославию не собирается, сохраняется. В целом, регион становится «101-ым километром» для «ссыльных» подмосковных чиновников.

10. Новгородская область – Андрей Никитин

Результаты деятельности:

«+»

• Андрей Никитин имел очень хороший потенциал: до своего губернаторства он работал на руководящих должностях в коммерческих компаниях, возглавлял Агентство стратегических инициатив. Он вполне может быть генератором идей. 
• В прошлом году началось сокращение четверти областных чиновников ради повышения эффективности.
• Поставил задачу снизить госдолг региона до конца 2018 года до 15 млрд. рублей.

«-»

• Сокращение госдолга не удалось. На начало2019 года его объём составил 15,75 млрд. рублей (в октябре 2018 года госдолг составлял 15,8 млрд. рублей, в октябре 2017 года – то же значение). 
• Цель была довольно скромной, но и она не достигнута: взамен погашенных кредитов пришли новые на 1,98 млрд. рублей.
• Деньги (2-3 млрд. рублей) идут на школьную реформу по московскому образцу: отдельные школы и детские сады объединяются в крупные образовательные учреждения. Кроме того, что будущая экономия от таких преобразований совсем неочевидна, так ещё и жители получают закрытие некоторых детских садов и школ.

Выводы:

   Наличие бизнес-опыта позволило сделать выводы о необходимости сокращения долговой нагрузки, повышения кредитного рейтинга и повышении эффективности госаппарата. Но поставленные цели так и не были достигнуты. По размеру госдолга и вовсе нет никаких решений. Больше всего опасение вызывает тяга к копированию чужих практик без разбора из эффективности.

   Никита Исаев:

Андрей Никитин не готов выслушивать критику в свой адрес и разбираться в корне проблем, хоть это было бы полезно: регион сложный, конфликтный (в том числе с мэром давно уже постоянные конфликты). Этот регион маленький, в нём проживает порядка 600 тыс. человек, но пытается быть самостоятельным и независимым, вспоминая про свое былое величие. Но у Никитина никак не выходит. Плюс ко всему в регионе началось банкротство предприятий по схожему сценарию (АПК «Рубеж» и птицефабрика «Новгородская»). Депрессивный регион.

   Лидер «Новой России», директор Института актуальной экономики Никита Исаев об общей ситуации с итогами правления губернаторов-технократов:

«Как видим, далеко не все молодые «технократы» таковым являются. Зачастую они смолоду интегрированы старую систему госуправления и круговой поруки. Большинство из них до сих пор не видят причины для самостоятельного развития и снижения зависимости от средств федерального бюджета. Увы, но с таким подходом процесс выхода из кризиса затянется ещё надолго».

Приложение 1

РЕТИНГ «ПОЛЕЗНОСТИ» ГУБЕРНАТОРОВ*


1. Орловская область – Андрей Клычков

2. Алтайский край – Виктор Томенко

3. Ярославская область – Дмитрий Миронов 

4. Новосибирская область – Андрей Травников

5. Нижегородская область – Глеб Никитин

6. Калининградская область – Антон Алиханов

7. Пермский край – Максим Решетников

8. Новгородская область – Андрей Никитин

9. Самарская область – Дмитрий Азаров

10. Омская область – Александр Бурков




*оценка экспертов Института актуальной экономики и региональных активистов общественной организации «Новая Россия»