В феврале этого года исполнился 121 год со дня рождения гениального финского архитектора, дизайнера и градостроителя, отца скандинавского модернизма Алвара Аалто. Человека, который создал проект Выборгской библиотеки, известной во всём мире как эталон библиотечного здания.
Будущий зодчий родился 3 февраля 1998 года в небольшом финском поселении Куортане. Его детство прошло в деревне Алаярви, а лицейские годы — в городе Ювяскюля. Изучать архитектуру Аалто начал в Политехническом институте города Хельсинки в 1916 году. Обучение было прервано гражданской войной, но в 1921 году Аалто окончил институт, став дипломированным архитектором.
Зодчий и его альма-матер остались неразрывно связаны и при его жизни — спустя 15 лет Аалто создаст проект расширения институтского кампуса, и после его смерти—в 2010 году это учебное заведение назовут в его честь.
Рассматривая самые значимые архитектурные проекты Аалто можно проследить стилистическую эволюцию в его творчестве.
Здание санатория в Паймио, которое напоминает раскрытую книгу, стало одним из первых крупных проектов архитектора. Органичные и продуманные планировки сделали объект символом перехода Аалто к рационалистической архитектуре. Архитектор считал, что санаторий — это медицинский инструмент, и он должен служить людям. Здание и сегодня сохраняет тот же вид, в каком задумывал его Аалто.
За свою карьеру Аалто построил более 70 частных домов, однако его самым знаковым жилым строением для истории архитектуры стала вилла Майреа. Она была создана в 1939 на западе Финляндии для семьи коллекционеров искусства Гарри Гуллихсена и его жена Майры. Заказчики предоставили архитектору полную свободу в реализации его творческой фантазии. Именно в этом проекте строгость геометрических форм, присущая первым творениям Аалто уступила место свободе и гибкости объемно-пространственной композиции. В этом проекте Алвар Аалто впервые использовал природу в качестве органичного элемента жилого пространства — высокий потолок в просторной гостиной, обитый сосной, декорированные берестой колонны, земляная крыша сауны. Открытая планировка, многочисленные окна и природные строительные материалы создали естественную и уютную среду для жизни. Архитектор признавался, что именно этот жилой дом стал его любимым творением.
Наиболее ярким творением Аалто являются музей современного искусства, построенный в Ольборге 1972 году. Здание музея, общей площадью 6 тыс. м? было создано в форме зиккурата. Оно гармонично вписано в окружающие природные холмы. Галереи музея расположились вокруг главного выставочного зала в форме квадрата. Особенностью проекта является крыша в форме пирамиды, накрывающая центральный зал и пропускающей дневной свет через большое мансардное окно.
Аалто является автором многих проектов церковной архитектуры, из которых самым значимым считается проект приходской церкви в местечке Риола, неподалеку от Болоньи. Проект был создан в 1966 году, а воплощен в жизнь — в 1975—1980 годах. Здесь архитектор играет с окружающей природой— бетонное здание повторяет по форме окружающий горный ландшафт. Белые асимметричные ребра здания создают мягкую тень, а дневной свет попадает во внутреннее пространство церкви сквозь ленточные окна в крыше. Внутреннее пространство оформлено в модернистском стиле: в зале стоят деревянные скамьи, высота которых уменьшается по мере приближения к алтарю.
Авторству великого зодчего принадлежат проекты зданий, воздвигнутые в разных странах, которые входят в золотой фонд мировой архитектуры. Среди них — общественные здания, церкви, промышленные сооружения, жилые дома, общежития, выставочные павильоны. В центре концепции его проектов всегда стоял человек. Линии, объем, материал творений Аалто — естественны и понятны для людей.
Помимо определяющего влияния на архитектуру XX века, он повлиял на развитие мебельного дизайна. В 1933 году он открыл собственную фирму «Артек», которая создавала предметы интерьера, становившиеся образцами современного стиля и финского дизайна.
Фамилия Аалто с финского переводится как «волна», и он действительно любил эту форму. В 1932 году он создал кресло «Паймио» для одноимённого санатория о котором шла речь выше. Этот предмет мебели — сплошная волна. Несмотря на то, что кресло — полностью деревянное, сидеть в нём удобно. Вслед за ним появилось множество других предметов мебели, ещё более затейливых и комфортных. Присутствует волна и в разработанных им изделиях из стекла. Ваза, созданная для ресторана «Савой», в которой за счёт плавных изгибов свет с разных ракурсов преломляется по-разному, стала настоящим символом финского дизайна.
Для нас, жителей Ленинградской области, самой интересной и важной работой Аалто остается здание библиотеки в Выборге. Проект, созданный в 1927 году, и сегодня остается одним из самых известных работ архитектора. Именно здесь впервые проявился уникальная особенность стиля великого зодчего, выраженная в сочетании строгости функционализма и плавности природных линий.
Начиная с Выборгской библиотеки творческая манера Аалто тяготеет к использованию естественных материалов, и в особенности дерева. Он создавал идеальное комфортное для человека пространство, в котором была продумано все, вплоть до мелочей: освещение, режим хранения книг, особенности работы библиотекарей и потребности читателей. Сенсацию среди посетителей и архитекторов вызвал волнообразный акустический потолок лекционного зала.
Именно в этом проекте архитектор впервые сам разрабатывает дизайн не только здания и помещений, но и мебели. В последующих работах Аалто такой комплексный подход останется обязательным условием.
Сегодня каждому известен трехногий табурет «№60» с круглым сиденьем. Этот предмет мебели и сегодня остаётся образцом функционального дизайна благодаря своей штабелируемости — удобстве хранения.
Изначально Аалто создал этот табурет, который приобрел мировую любовь и признание, для библиотеки в Выборге, а инновационный подход к соединению вертикальных и горизонтальных элементов позволил в дальнейшем перейти к его массовому производству.
Табурет «№60» стал первым в мире предметом мебели, выполненным из гнутой паром клееной фанеры. В качестве материала для фанеры до сих пор неизменно использовалось дерево не моложе 80 лет. Дизайн табурета «№60» не теряет своей актуальности и по сей день, и основанная Аалто фирма «Артек» продолжает производить этот предмет мебели. Выпускают его и другие компании, но уже увеличивая до четырех число ножек или меняя их форму, чтобы не нарушать авторских прав. Дело в том, что применяемая в табурете ножка L-образной формы — запатентована. Согласно официальной версии, Аалто придумал такую ножку, вдохновившись формой лыжи.
Но, вернемся к судьбе библиотеки. Она была открыта 13 октября 1935 года просуществовала в своём первозданном виде до 1939 года. А дальше в ее судьбе наступила не самая славная полоса. Война между Советским Союзом и Финляндией, смена государственной принадлежности города, смена статуса, смена названий.
После войны библиотека на некоторое время оказалась заброшенной. Средства на ее реконструкцию были найдены только в 1954 году. Однако отсутствие оригинальных чертежей и необходимых материалов не позволило реставраторам, осуществлявшим реконструкцию, восстановить это здание в его исходном виде.
Однако, в середине 90-х был инициирован новый проект по восстановлению первоначального вида библиотеки. В 2013 году была завершена полная реконструкция здания. Она снова обрела аутентичный вид интерьеров и всех элементов декора и мебели.
В ноябре 2013 года библиотека была торжественно открыта в присутствии официальных лиц России и Финляндии. Реставрация стала пилотным проектом по реставрации и консервации памятников архитектуры модернизма. На данный момент библиотека вновь открыта и у каждого желающего есть возможность посетить библиотеку, окунуться в гармонию и насладиться комфортом, созданными великого гением архитектуры.
Читайте на нашем сайте: