Писать о Второй Мировой Войне и режиме нацистов - непросто, но придумать что-то новое и необычное, посвященное этой теме - в разы сложнее. Кажется, что все уже сказано - и о причинах, по которым население целой страны ополчилось против представителей другого народа, оправдывая и даже поощряя его угнетение, и о страданиях, которым оказались подвержены люди лишь за то, кем являются их предки. А потому каждая книга, чтобы стать заметной среди конвейерного потока военных историй, должна быть не только интересной, но и необычной. Способов несколько: можно создать нешаблонного героя, наделив его знакомыми, но не хрестоматийными чертами; можно поместить сюжет в малознакомые читателю временные рамки, выбрав период, который практически не упоминается другими авторами; наконец, можно просто придумать незаезженный сюжет, который покажет историю под новым углом. И все эти приемы использованы в романе "Берлинский боксерский клуб".
Возможно, книга выделяется еще и потому, что её написал зарубежный автор: так как в России в последнее время яростно эксплуатируют тему войны, апеллируя к трагичному прошлому, каждый год выходит множество книг, направленных на детей и подростков, которые не выделяются особенными изысканностями повествования и удивительными сюжетными поворотами; по сути, большинство из них написано по некоему шаблону, который после пятого-шестого романа уже надоедает (безусловно, есть и выдающееся - мне, например, очень понравился "Облачный полк" Эдуарда Веркина, но большинство похожи друг на друга, как две капли воды). На Западе эта тема не так популярна, чаще пишут о предвоенном периоде 1934-1939 гг, а потому акцент ставится не на кровавых битвах, партизанских операциях и жизни полков, а на становлении режима и его претворении в жизнь, о чем читать одновременно и сложнее, и легче.
Итак, действие книги начинается в 1934 году, когда Гитлер уже пришел к власти. Главный герой - четырнадцатилетний Карл Штерн - живет в Берлине вместе с родителями, бывшими художниками, владеющими вернисажем, и сестрой Хильди, которую он ласково называет Крохой. Мальчик не похож на еврея, в отличие от отца и сестры, а потому первое время о его происхождении никто не задавался вопросом, что позволяло ему не думать об этом как о какой-то важной проблеме - для одноклассников он оставался хилым подростком, любящим историю и мечтающим стать создателем комиксов. Переломным моментом для него стала встреча со школьной бандой убежденных нацистов, которые избили его, как-то узнав, кто он такой. Начиная с этого события, жизнь Карла меняется - постепенно, шаг за шагом, режим все больше загоняет его в угол: гонение, начавшееся издевательствами от парочки садистов, позже выливается в отчисление из школы, попытку обвинения в изнасиловании любимой девушки и принуждение покинуть страну, оставив в Германии родителей. Единственной отдушиной и шансом на спасение для него становится бокс, в который мальчик попал случайно: его согласился тренировать знакомый отца, "идеальный ариец", знаменитый боксер Макс Шмелинг. Постепенно желание защитить себя во время драки переросло в большее, в стремление доказать равнозначность еврейской крови, ведь в то время правительством пропагандировалось превосходство арийской расы над всеми остальными, причём особенное внимание уделялось спортивным достижениям немцев, а успехи еврейских и чернокожих спортсменов либо замалчивались, либо переиначивались, выставляясь достигнутыми обманом. И даже когда его выгоняют с соревнований, узнав от соперников о его происхождении, Карл не оставляет спорт, как мог бы, приняв происходящее за данность, а продолжает тренироваться самостоятельно. Бокс для него становится жизнью, ежедневные тренировки - ритуалом, подтверждающим его существование и тот факт, что он еще не сдался и не сломался под гнетом нацистов.
Читая книгу, несколько раз мне хотелось зарыдать в голос от несправедливости и жестокости окружающий; самыми главными и сильными, на мой взгляд, оказались два момента: отстранение от соревнований, во время которого я чувствовал себя на месте Карла, ощущая кожей ненависть, исходящую от зрителей, их плевки и оскорбительные выкрики и напряжение, царящее в воздухе ринга; и истерику Хильди из-за прочтения в школе сказки "Гнилые яблоки", в которой Германия ассоциируется с корзиной, полной фруктов для штруделя, арийцы - со спелыми, красивыми плодами, а евреи - с гнилыми и помятыми, которые нужно выкинуть на помойку. Именно тогда понимаешь и по-новому ощущаешь эту жестокость, направленную против тех, кто даже не может ответить и выстоять под ее напором - самую гнусную и подлую, что, мне кажется, страшнее ужасов кровопролития и брани на поле боя.
Множество трудностей испытывают и люди рядом с Карлом: его семью сначала лишают дохода (вот еще одна новая тема - в книге рассказывается о тягостях не только евреев, но и инакомыслящих - художников, чье искусство оказалось под запретом, так как не удовлетворяло потребности немецкого народа), а потом выгоняют из дома, вынуждая переселиться в пустующий вернисаж; дядю Якоба, коммуниста, который действительно верил в идею мирового единства, отправляют в концентрационный лагерь, где он умирает от дизентерии; Графиня скрывается в подполье, чтобы выжить (загадочный герой, подкупающий читателя своей необычностью). Апогеем жестокости оказывается Хрустальная ночь, во время которой погромщики серьезно ранят отца Карла, из-за чего семья вынуждена расстаться - о полном воссоединении на страницах романа речи не будет, а за ними - кто знает...
Отдельного внимания требует фигура Макса Шмелинга - реально существовавшего немецкого боксера, некоторое время пробывшего символом превосходства арийской расы и спасшего от нацистов в Хрустальную ночь двух мальчиков - сыновей своего знакомого. За его боями с Джо Луисом, чернокожим бойцом, следили миллионы, им восхищались и боготворили после побед, но стоило ему проиграть, как все разом отвернулись от него, восприняв неудачу на свой счет. Макс показан очень неоднозначно - он постоянно забывает о данных им обещаниях, уезжает, оставляя Карла без зашиты и опоры, думает только о спорте (что понятно, ведь для него, как и для Штерна, бокс заключает в себе всю жизнь); при этом, спортсмен много времени проводит в нацистском окружении - на ужинах у Гитлера и Геббельса, отчего Карл часто задумывается, а не придерживается ли Макс антисемитских взглядов? Но оказывается, что все это - лишь финт, попытка одновременно сохранить себя и свою жизнь, а возможно - даже спасти других, в чём ему может помочь его положение (если вам близка эта тема, советую прочитать "Матерь тьма" Курта Воннегута, в которой главный герой является шпионом под прикрытием, притворяющийся активным сторонником геббельсовской пропаганды, в то же самое время яростно ее ненавидящий). И вот вопрос: как относиться к нему, зная, что он спас несколько жизней, но понимая, что сделай он что-то раньше, выживших было бы больше?
Книга абсолютно нескучная, читается быстро и легко, но при ее прочтении вы действительно задумаетесь о таких сторонах жизни в предвоенной Германии, про которые говорят мало: о попытке выжить, никому не открываясь по-настоящему, о немцах, которые не одобряли гитлеровский режим, но и не могли с ним ничего сделать, о культурном упадке страны, когда ради сохранения картин коллекционеры вынуждены отдавать почти бесплатно, и о стремлении что-то доказать окружающим, когда уже ничего не осталось. В ней нет лишнего пафоса, вытягивания эмоций и слез из читателя, а потому читатель не чувствует над собой насилия - он просто открывает первую страницу, а "просыпается" - на последней (отдельное спасибо переводчику).
Раздел "Наводка":
Если вам понравился роман Роберта Шареноу, то советую занести в свой book-list:
1) Книги о Второй Мировой войне, в которой главными героями выступают дети-евреи: тетралогия Анники Тор ("Остров в море", "Пруд белых лилий", "Глубина моря", "Открытое море" - издательство "Самокат"), Анна Франк "Убежище" (классика, но без нее - никак), "Я должна рассказать" Маши Рольникайте (тот же формат дневника, но с счастливым концом, издательство "Самокат"), "Два брата" Бэна Элтона (не для детей - много жаргона, ненормативной лексики и тяжелых для психики событий, я бы не стал читать такое раньше лет шестнадцати, издательство "Фантом Пресс") и "Ничья длится мгновение" Мераса Ицхокаса.
2) Книги, пытающиеся ответить на вопрос " Почему многие образованные, здравомыслящие люди в Германии 1930-40-х годов в лучшем случае молчаливо не одобряли, а некоторые открыто поддерживали фашистский режим, геноцид, агрессию?": "Волна" Тода Штрассера (книга основана на реальном событии - школьном эксперименте, проведенном учителем истории Роном Джонсом в 1967 году, издательство "Самокат") + спектакль Нюрнберг на сцене РАМТа
3) Книги из той же серии "4я улица": "Карма" Кэти Остлер, "Революция" Дженнифер Доннелли, "Беда" Гэри Шмидта, "Ведьмина кровь" Селии Рис. Все романы написаны для подростков и про подростков - в каждой книге герой вынужден сражаться не только с обществом, которое не принимает его (под этим термином понимается многое - от семьи до всех приверженцев одной религии в стране), но и с самим собой - он, попав в сложную и неоднозначную жизненную ситуацию, когда весь его мир буквально выворачивается наизнанку, должен вновь обрести себя, переосмыслить прошлые догмы и найти новый смысл и объяснение происходящему.
Думайте, читайте, а главное, делитесь впечатлениями и ощущениями!