Найти тему
Человек играющий

Канал про игры на Дзене. Как это делается?

Оглавление

Прошло уже больше года с тех пор, как на этом канале появился первый пост. Он был настолько убогий, что я то и дело порывался удалить его, но всякий раз оставлял "для истории". После него вышло ещё 369 материалов, некоторые из них расползлись по всему ru-интернету и были прочитаны сотнями тысяч людей, а этот канал на Дзене стал не менее важной частью моей жизни, чем настоящая работа. 371 первый по счёту материал я пишу не в порыве этиловой ностальгии, и не в приступе самолюбования. Пишу его, чтобы подвести какие-то промежуточные итоги для самого себя, рассказать о своей маленькой внутренней кухоньке подписчикам и пролить свет на "дзен-блоггинг" для всех к нему неравнодушных.

WHY NOT?

В конце 2017 года Дзен был очень зелёной и малоизвестной для большинства нынешних пользователей платформой. Говорили о нём только в профессиональных кругах IT-шников, журналистов и блогеров, и разговоры эти зачастую сводились к тому, что Дзен – это:
а) чушь какая-то
b) скоро загнётся
c) очередной мертворождённый проект Яндекса

Тогда (как и сейчас) я трудился графическим дизайнером в провинциальном информационном агентстве и посмеивался над заигрываниями Яндекса с модными нейросетями, которые на выходе рождали очередные "10 способов вывести бородавку".

Пока мы посмеивались, Дзен всё набирал и набирал обороты. Спустя пару месяцев коллега рассказал мне, что собирается завести на Дзене свой блог про гражданскую авиацию (он реально в этом дико шарит). На мой вопрос: "нахрена?" – он ответил непробиваемым:"why not?", и эта позиция мне очень понравилась. Я почесал репу и вспомнил, как часто мог поправить и дополнить признанных игрожуров по фактике, с каким сумасшедшим драйвом мог обсуждать старые игры и как активно поглащаю всю актуальную информацию по современным играм и трендам игровой индустрии. Работаю среди журналистов, в графическое оформление умею, источники найти смогу. Короче, why not?

NEW GAME

Как и в любой другой деятельности, самое трудное – это начало. Его нужно просто пережить.

"О чём писать?.. Так, что у нас в трендах?.. А вдруг про это уже писали?.. Точно, писали... Ладно, выскажу своё мнение!.. Чёрт, да кого волнует мнение какого-то ноунейма?.. Так, о чём же всё-таки написать?".

Подозреваю, что на этом этапе отваливается большинство всех дзеновских начинаний, но я почему-то продолжал биться головой о глухую стену и, как мне казалось, развивал свой канал. Разумеется, ничего я не развивал, а из рождающиеся из под палки внутреннего сурового редактора рерайты новостей, подборки фоток косплеерш и никому не интересные имхо по трендовым инфоповодам были лишь эдаким блогерским КМБ. Учился писать, учился отслеживать инфоповоды, учился следить за реакцией пользователей, учился, учился, учился...

Тут должен был быть скрин моих первых постов, но мне стало стыдно и я всё заблюрил
Тут должен был быть скрин моих первых постов, но мне стало стыдно и я всё заблюрил

Хотя я бы не сказал, что все мои материалы на начальном этапе были каким-то позорным трешем. Имели место неплохие посты про ретро игры, занятные ковыряния в технологиях и откопанные из недр интернетов арт-ништяки с уклоном в игровую тематику. Да и на фоне большинства других игровых каналов на Дзене, преисполненных творчеством Васянов из 7б, мой выглядел совсем недурно. Тем не менее, сейчас бы я такое не стал ни писать, ни читать.

YOU DIED

Первые полгода я писал очень плохо, но зато очень много. Само устройство Дзена подталкивало делать упор на количество, а не на качество. Я сам себе поставил задачу фигачить по два поста в день и не оглядывался на актуальность, оригинальность, качество подачи и "прочие глупости". Так всё и продолжалось, пока счётчик уникальных посетителей не упал с пары тысяч в день до нуля. В начале августа мой канал получил полную блокировку на две недели за копипаст.

Разумеется, тогда я был свято уверен в том, что не заслужил наказания и выхватил бан по ошибке. В самом деле, явных нарушений правил платформы допущено мною не было (плохие посты – это одно, но воровство контента – совсем другое). В то же время поддержка отказывалась указать мне на конкретный пост, ставший причиной столь жёстких санкций. Самое смешное, что для снятия блокировки необходимо было удалить "материал, нарушивший правила", так что мне пришлось зачистить результаты своих трудов за прошедшую неделю.

Тадам
Тадам

Две недели бана вырвали меня из угнетающего цикла "работа/два поста в Дзен/сон", и я впервые задумался о том, что, зачем и для кого делаю на этой платформе. Было очень увлекательно смотреть на растущие циферки просмотров и подписчиков, но что на этом канале с кликбейтовыми подачами хайповых тем и подборок фоток с округлостями косплеерш было от меня? Только набор "уникального текста" и вставка ссылок на другие платформы в конце каждого поста.

В общем, я кардинально пересмотрел принципы ведения своего блога и сформировал для себя несколько новых правил, предварительно ликвидировав пару старых. Теперь никаких рерайтов новостей, никаких подборок и никаких чужих фоток. Само собой, поддерживать поток постов в прежнем темпе не представлялось возможным, поэтому самобичевание по количеству постов в неделю тоже отправилось на свалку. Краеугольным камнем нового IGOR toNET стала следующая цель:

"Здесь будет только то, что я сам почитал бы с удовольствием"

CONTINUE?

После бана мои материалы стали значительно дороже в производстве и, соответственно, выходили гораздо реже. Канал так и остался бы "нишевой ЖЖ-шкой для своих", не измени Дзен свою политику в отношении количества/качества. На один пост я теперь тратил гораздо больше времени и сил, но, к моему удивлению, отдача оказалась пропорциональной. Тогда я начал догадываться, что августовская блокировка не была ошибкой, но была месседжем, который я, судя по всему, истолковал абсолютно верно. Алгоритмы Дзена вычищали рерайты, кликбейты и баяны, размазывая освободившийся трафик по ребятам, которые всегда делали (либо только начали делать) качественный контент.

Статистика по визитам за год. Августовский провал видно невооружённым глазом
Статистика по визитам за год. Августовский провал видно невооружённым глазом

Кульминацией моего камбека стал своеобразный гайд для провинциалов, которые хотят посетить выставку «Игромир». Живу я довольно далеко от Москвы, поэтому издержки на перелёт и проживание оказались больше, чем доход с монетизации канала за весь предыдущий период. Тем не менее это был очень важный шаг, который персонифицировал канал и позволил ему выползти из пучины цифровой безликости. Яндекс Метрика зашкаливала, выдавая какие-то немыслимые отчёты о посещаемости, но важнее всего было то, что все эти тысячи людей теперь подписывались не на очередную порцию фоток Трисс Меригольд в нижнем белье по пятницам, а исключительно на мой авторский контент.

Такая отдача дополнительно мотивировала развиваться и делать ещё лучше. К концу осени мой канал поучил "Нирвану" (дзеновцы поймут, о чём речь), а уровень качества материалов уже вполне мог конкурировать не только с дзеновскими коллегами по цеху, но и с самыми крутыми и признанными игровыми СМИ.

Некоторое время мне удавалось держать 5 строчку в топе игровых каналов в Дзене. До сих пор не понимаю, как так получилось
Некоторое время мне удавалось держать 5 строчку в топе игровых каналов в Дзене. До сих пор не понимаю, как так получилось

Глубоко технарская статья про интерьеры в современных играх попила моей гуманитарной крови, но зато и получила признание на Stopgame.ru и, что самое крутое, разошлась по профильным сообществам игровых разработчиков. Материал про анимацию в GTA 4 стал лучшим геймерским постом на Pikabu за 2018 год и настолько завирусился в сети, что на самых разных интернет-ресурсах я то и дело встречаю людей, оперирующих тезисами из него. Серия материалов про историю игровых компаний получила очень воодушевляющие отзывы от читателей, а эпизод по SEGA привлёк внимание людей, профессионально занимающихся раритетными игровыми автоматами. В общем, не самые плохие результаты для столь молодого начинания.

NEXT LEVEL

Я терпеть не могу всю эту мотивационную чушь про успех, нацеленность на результат, стремление быть первым и прочие штампы от инфоциган. У меня нет и не будет никакого контент-плана или задач по достижению каких-то красивых цифр по посещаемости и подписчикам. Возможно, в долгосрочной перспективе такой подход погубит мой уютный бложик, но пока меня всё устраивает, и я намерен продолжать работать по принципу "нормально делай – нормально будет".

Основная проблема на данный момент – жесточайшая нехватка времени, львиную долю которого отнимает работа графическим дизайнером. В конце прошлого года мне удалось запустить пару симпатичных нативок, да и с монетизации немного капает, но об уходе с реальной работы, с последующим полным переключением на блог, не может быть и речи. Знаю, что макарошки стоят всегда одинаково, но я ими уже изрядно объелся в студенческие годы. Раз уж речь зашла за всякое материальное, то в завершение я хотел бы сделать одно объявление/эксперимент.

В этом посте я отключил рекламу, но добавил форму для доната. Мне бы очень хотелось перестать засорять свои материалы рекламными объявлениями, но собранные с монетизации средства я хотя бы могу тратить на покупку тех же игр для обзоров, по сути, работая для вас в ноль.

В поле "назначение перевода" вы можете указать название конкретной игры, по которой хотели бы увидеть разбор, или интересующую вас тему для одного из следующих материалов. Разумеется, гарантировать я ничего не могу, но обещаю, что буду уделять пожеланиям через донат самое пристальное внимание. Если эксперимент окажется удачным, то следующие материалы тоже будут выходить без рекламы.

Вот такая получилась "success story", хех. Я пытался как можно сильнее уплотнить рассказ, не упустив при этом ключевых моментов, и надеюсь, что всё получилось. Если вы уверены, что я всё-таки недостаточно раскрыл тему, или у вас возникли вопросы по уже изложенному, то не стесняйтесь писать об этом в комментариях. Постараюсь на всё ответить.