Рауль Мартинес родился в городе Сьего-де-Авила в 1927 году. До Революции, у него была возможность работать и выставлять свои ранние работы в Европе и США, что, конечно, повлияло на его творческую деятельность. Тем не менее, какое-либо западное влияние на Мартинеса вскоре приобрело отчётливый Кубинский стиль. В канун Нового года 1959-го повстанческие отряды Фиделя Кастро, Че Гевары, Камило Сьенфуэгоса победоносно маршировали в Гавану, закончив пятилетнюю Кубинскую Революцию и начав новый период радикальных измен в политической, экономической и социальной сферах, которые кардинально изменили страну. Хоть и свобода граждан и прессы строго ограничивалась новым режимом, государственные репрессии не доходили до уровня Советского Союза и других коммунистических стран. В то время как соцреализм был провозглашён официальным стилем советского искусства ещё при Сталине и оставался таковым до "Перестройки" Горбачёва, кубинские художники наслаждались уровнем свободы самовыражения во время правления Кастро. По этой причине имел место культурный обмен между Гаваной и Нью-Йорком, хоть они были совершенно разными мирами в многих сферах,.
Добавляя в свои работы элементы мурализм и соцреализма, Мартинес создал отчётливый кубинский стиль в поп-арте. Это хорошо наблюдается в работе "Розы и Звёзды", на которой изображён поэт Хосе Марти, окружённый народными героями. Слева направо, Симон Боливар, Камило Сьенфуэгос, Максимо Гомес и Антонио Мацео. По правую руку поэта стоит Фидель Кастро, а по левую Эрнесто Че Гевара.
Эволюция Иконы Революции
Пока в трендах Кубы были винтажные американские машины и поп-арт, экспорт острова покорил сердца молодёжи в Европе и США. Утопический идеализм, ассоциировавшийся с Кубинской Революцией, пользовался огромной популярностью в контркультуре 60-х и 70-х. Знаковая фигура Че Гевары только приумножила его распространение. Иконография предводителя революции началась с фотографии 1960 года кубинского фотографа Альберто Корда, которую он позже назвал "Guerrillero Heroico" ( "Героический Партизан")
В 1968, спустя год после смерти Че в Боливии, фотография Корда попалась в руки ирландскому художнику Джиму Фитцпатрику. Фото дошло до него уже без пальмы и профиля мужчины. Фитцпатрику оставалось только добавить красные и чёрные тона, превратившие Че Гевару в поп-икону.
В это же время в Нью-Йорке Энди Уорхол наслаждался славой, свалившуюся ему на голову, благодаря инновационным методам изображения американской поп-культуры. На тот момент одной из самых знаменитых его работ была шелкография "Диптих Мэрилин", где 50 раз немного разными цветами изображена Мэрилин Монро.
Позже эту технику использовал Джерард Маланга в своей безымянной репродукции Че Гевары в подобном стиле, которую он ложно присвоил Уорхолу из-за острой нужды в деньгах. Хоть подделка и была выявлена, Энди Уорхол "удостоверил" работу в обмен на все вырученные деньги.
1968 год оказался своего рода посмертным путешествием умершего революционера. После того как оригинальное фото Карда была видоизменена сначала в Ирландии, а затем в Америке, пришло время изображению вернуться на Кубу. В этом же году, в стиле вдохновлённым Уорхолом, но и одновременно в своём уникальном, Рауль Мартинес сделал свою контрибуцию в наследство ныне иконического героического партизана в работе, которую он назвал "Феникс".
Хоть и эволюция фото Корда действительно подарила бессмертие Че Геваре, вряд ли революционер одобрил бы коммерциализм, с которым по иронии судьбы ассоциируется его образ. На сегодняшний день, как и "Банки супа Кэмпбелл", бесчисленные видоизменения "Героического Партизана" встречаются на одежде, плакатах и на всех других вещах, которые только можно представить.
Мартинес, Поп-арт и Кубинская Революция
Как и в случае других коммунистических странах, на Кубе политика - это культура и ,следовательно, культура - то политика. Однако, несмотря на жёсткие ограничения цензурой со стороны правительства и эмбарго США, художнику удалось принести новаторские и модернистские элементы в свою страну. Как пример можно привести ещё одну шёлкографию - "Фидель", где президент изображён в комиксном стиле, часто ассоциируемым с Роем Лихтенштейном, ещё одним поп-артистом Нью-Йорка.
Помимо явного вклада в госпропаганду в виде портретов героев Революции, работы Мартинеса в Кубинском Институте Кино оказали влияние и на сферу культуры. Кубинский фильм, ставший классикой и получивший Золотой приз в VI Московском кинофестивале, "Лусия" рассказывает историю Кубы глазами трёх женщин с одинаковым именем. Первая сражается в войне за независимость Кубы от Испании, вторая борется против режима Херардо Мачадо, и третья непосредственно участвует в Кубинской Революции, приведшей Фиделя Кастро к власти. Раулю Мартинесу было поручено создать плакат к фильму, где изображены все три Лусии в узнаваемом стиле.
Мартинес оставался новатором в кубинском искусстве и культуре до самой смерти в 1995 году. По сей день многие его работы встречаются в журналах, плакатах и других печатных медиа на Кубе и за её пределами.
Поддержите пальцем вверх, если статья получилась познавательной.
Подписывайтесь на канал, если хотите узнать больше о мировых художниках, их шедеврах и не только .
В комментариях можно спросить любые вопросы и предложить о ком или о чём написать следующую статью. Я вам рад.