Найти тему
Car&Travel

Сверхвнедорожник ЗИЛ из СССР

Активное освоение крайнего севера СССР в 60-е годы прошлого века требовало наличия транспорта сверхвысокой проходимости, способного при этом нести значительную массу полезного груза для организации геологоразведки и добычи полезных ископаемых. Постройкой таких вездеходов занималось СКБ Виталия Грачёва при заводе ЗИЛ.

Основной разработкой, производящейся серийно, стал ЗИЛ-135. На его базе было построено более 20 различных автомобилей для военного и гражданского назначения, и когда сверху была поставлена задача в кратчайшие сроки построить внедорожного монстра конструкторы СКБ Грачёва пошли тем же путём, которым идут сейчас многие джиперы, создающие своих проходимцев на узлах и агрегатах серийных авто: они просто взяли ЗИЛ-135 и немного его "прокачали", превратив в сверхвнедорожник ЗИЛ-Э167.

ЗИЛ Э167 в техническом музее в Черноголовке
ЗИЛ Э167 в техническом музее в Черноголовке

"Э" в названии машины означает, что она была экспериментальной и выпущена всего в одном экземпляре.

В отличие от базовой модели на "167-й" были установлены гигантские колёса размерности 12,00-28. Огромные, 28-дюймовые диски были сделаны из стеклопластика для облегчения веса конструкции. Это позволяло машине выполнять свою основную задачу, прописанную в техническом задании: преодолевать снежные преграды глубиной до 1 метра. Клиренс машины при этом составил 750 миллиметров.

ЗИЛ Э167. Архивное фото
ЗИЛ Э167. Архивное фото

Двигали монстра вперёд два V-образных двигателя ЗИЛ-375, каждый объёмом по 7 литров и мощностью по 180 лошадиных сил, сопряжённые с гидромеханической АКПП. Расход топлива составлял примерно один литр на километр пути. Запас топлива в 900 литров размещался в обычных баках от серийных грузовиков ЗИЛ общей ёмкостью в 900 литров.

ЗИЛ Э167 в болоте. Архивное фото
ЗИЛ Э167 в болоте. Архивное фото

Несмотря на экспериментальный статус машины жизнь её была вполне полноценной. Уже на обкатке грузовик съездил зимой из Москвы в Пермь. После возвращения он всё лето испытывался на подмосковном полигоне Чулково.

Уже следующей зимой автомобиль привёз несколько тонн оборудования для производства младшего брата ЗИЛ-130 с автомобильного завода из под Пензы. В 1965 году вездеход использовали на строительстве газопровода под Тюменью и использовалась для растаскивания пробки из "засевших" машин при снежной буре.

К сожалению, заказ на серию так и не был размещён, и единственный экземпляр машины сейчас хранится в техническом музее в подмосковной Черноголовке.

Интересно? Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, кнопки рядом!