Найти тему

Нанометры и гаджеты. Зима и весна виртуальной реальности.

Предыдущая статья была попыткой заглянуть в ближайшее будущее, узнать, какими станут привычные нам сегодня смартфоны и ноутбуки. В течение следующих нескольких лет эти устройства претерпят больше изменений, чем за все время своей эволюции. Гибкий смартфон и гибкий ноутбук окончательно вытеснят с рынка такие устройства как планшеты и еще оставшиеся в своей нише кнопочные телефоны. Гибкие, легкие, устойчивые к падениям и воздействию воды устройства - это наш идеальный цифровой спутник. Причем не столь важно, будем ли мы владеть только смартфоном, или смартфоном и ноутбуком, оба устройства будут обладать одинаковым функционалом и базироваться на одной платформе. Будет ли это нынешняя Google Chrome, развитие и симбиоз macOS и iOS, или единая надстройка над платформами и операционными системами разных компаний не столько важно. Важно то, что смартфон через пару лет сможет предложить десктопный режим, беспроводное подключение к внешнему экрану и прочие фишки, которые позволят отказаться от ноутбука, планшета и того зоопарка устройств, которые мы используем в повседневной жизни.

Но не гибкий смартфон-ноутбук станет вершиной развития вычислительной техники, а устройство, которое одновременно имеет богатую историю и в тот же момент его можно считать совсем молодым. Очки или шлем виртуальной реальности, устройство, которое пережило длительное забвение, потом краткий взлет своей популярности, затем едва набрав высоту, снова свое небольшое забвение. Рынок очков или шлемов виртуальной реальности за последние полтора года действительно немного остановился и замедлился в своем развитии, переживая свою вторую зиму.

Однако, как и в природе, наступает весна, и в мир стучится новый класс устройств, которым являются самодостаточные шлемы виртуальной реальности, несущие в себе вычислительный блок и операционную систему. И именно этому классу устройств предстоит стать вершиной векового развития вычислительной техники и информационных технологий.

Мобильные процессоры. используемые в смартфонах и планшетах, продемонстрировали невероятный успех, достигнув проивзодительности, сравнимой с производительностью настольных систем. Чего только стоит нынешний A12X, по своим графическим возможностям сопоставимый с игровой консолью нынешнего поколения Xbox One S. Нередко можно услышать вопросы и упреки в целесообразности такой вычислительной мощи для скромного смартфона в наших руках. И эти заявления не лишены смысла. Однако, вся эта производительность есть лишь капля в стакане по сравнению с необходимой уже сегодня производительностью для успешного старта ВР устройств. Требуемое разрашение 4К или 8К для каждого глаза, 120 а лучше 240 Гц, плюс вычислительная мощь для обработки виртуального окружения со все большей детализацией и качеством сцен. Требования немалые, поэтому будем надеяться, что грудущие 5нм и 3нм техпроцессы производства кремниевых чипов предоставят мобильным процессорам такие возможности.

Сейчас сложно поверить, но автономный самодостаточный шлем виртуальной реальности станет не только и не столько развлекательным устройством, сколько устройством в принципе. Универсальным и единственным, тем, что нам необходимо для всего. Виртуальное окружение позволит работать за виртуальным компьютером со всеми теми приложениями, которые мы используем в нашей повседневной работе за ноутбуком или компьютером. Можно только догадываться сколько пространства освободится на рабочем столе. Компактный и легкий шлем ВР в одночасье сделает ненужными такие вещи, как компьютер, игровая приставка, планшет, и, возможно, смартфон. Хотя на счет последнего, в будущем, вероятно, смартфон сохранится как устройство для быстрой коммуникации людей между собой.

Но куда более значительными будут изменения гуманитарного характера. Виртуальные концерты звезд, виртуальная компания друзей на виртуальном концерте, виртуальный секс, и, будем надеяться, виртуальные войны. Сегодня люди воюют уже не за землю и ресурсы. Современные войны вызваны скорее личностными мотивами отдельных лидеров и групп влияния, нежели объективными причинами и нуждой. Виртуальная реальность, как ни странно это прозвучит сейчас, может навегда избавить человечество от такого порока как война, мотивировать людей на работу, заработок, развлечения, а в перспективе и на свободное творчество в и с помощью виртуальной реальности.

Выше звучала мысль, что для отдельно взятого человека шлем виртуальной реальности заменит целый класс устройств, которым он или она пользуется и освободит немало пространства на рабочем столе и дома. Виртуальная реальность сама по себе освободит много пространства, которое занимала инфраструктура, созданная людьми. Здания для концертов и развлекательных мероприятий, административные здания, подъездные пути и стоянки для транспорта, все это почти в одночасье также станет ненужным и невостребовнным. Помноженное на масштабы городов и стран, сократит воздействие человека на окружающую среду и принесет настоящий глоток воздуха планете.