Генеральный директор международной компании Mankiewicz, крупного производителя лакокрасочных материалов, Владимир Трофименко рассказал, почему роботы не заменят людей, чем российские инновации отличаются от немецких и как можно использовать искусственный интеллект в производстве.
- Владимир, искусственный интеллект сейчас используют в самых разных сферах, расскажите, как он применяется в промышленности?
Давайте начнем с того, что под словосочетанием «искусственный интеллект» понимается не совсем то, что обычно вкладывается в понятие «интеллект» в широком смысле. Безусловно, это красивый термин, который рождает недопонимания, фантазии и опасения. На данном этапе ИИ – это все-таки база данных с алгоритмами, которая позволяет выполнять достаточно типовые и простые задачи. Да, алгоритмы становятся «самообучаемыми», но все же пока что ни о какой полноценной замене работы человеческого мозга речи быть не может. Человека от животных и машин отличает умение представлять то чего нет, то есть фантазировать. Машинному коду в ИИ пока до этого далеко.
Поэтому применение ИИ в промышленности полностью соответствует основным возможностям таких алгоритмов – определение образа, сравнение, сортировка. ИИ используется в сбытовых процессах (определение простейших потребностей клиента, например, чат-боты), логистике (распознавание и сортировка). Вопрос – как использовать ИИ для создания чего-то нового, созидания, свойственного человеку?
- А как его применяют в вашей компании Mankiewicz? Приведите, пожалуйста, 2-3 кейса-примера успешного внедрения технологий в вашей компании? Что и как модернизировали, изменили, какие были трудности, каков результат?
Безусловно, так как внедрение цифровизации, и в частности ИИ, в производстве приносит экономический эффект, мы используем принципы Индустрии 4.0. У нас полностью автоматизированный склад. Сортировка и хранение продукции происходит без участия человека. Логистика, хранение образцов и проб, лабораторные испытания – везде внедрены системы машинного обучения. В том числе, за счет этих внедрений мы попали в ТОП-100 инновационных компаний, единственный производитель лакокрасочных материалов в данном высокорейтинговом списке.
- Как ваши сотрудники, персонал воспринимают инновации? Все ли рады, или есть недовольные? Если да, то чем недовольны?
Конечно не всегда люди с легкостью и готовностью воспринимают инновации, как и все новое, это свойство человеческой психики. Здесь основной фактор — личная заинтересованность сотрудников. Мозг человека не ищет решений, пока у него нет острой мотивации к созиданию. В Mankiewicz вся команда ориентирована на личное развитие, что приводит к процветанию компании. Мы очень много сил вкладываем в развитие человеческих ценностей. Соответственно, внедрение новых технологий, инноваций, оптимизации производства и деятельности компании воспринимаются положительно. Ведь все мы в Mankiewicz чувствуем свою причастность к созданию чего-то уникального.
- А как оцениваете уровень развития ИИ для производства, промышленности? На какой ступени развития сейчас умные машины? Скажем, они как дети, или – скорее, как опытные взрослые?
Я бы предостерег компании возлагать слишком много надежд на умные машины, на то, что они очень быстро заменят людей. Не каждый процесс, выполняемый человеком, может быть роботизирован. Чем дальше развивается цифровизация и ИИ, тем внимательнее и честнее нужно относиться к людям.
- Чем отличаются инновации в Германии и в России? Насколько в целом сейчас развит ИИ в промышленности в Европе и как с этим в России?
Основное отличие в том, что зачастую в России не принято платить за информацию, решение, компетенцию партнера. Но при этом многие ждут готового решения. В Европе же предприниматели готовы платить за быстрое и эффективное решение. Ведь они понимают, что создатель технологии или владелец ноу-хау может принести гораздо больше прибыли за счет проработанного решения, нежели они сами начнут собственный процесс поиска решения. Готовы к долгосрочным инвестициям и к тому, что проект может не приносить прибыль в самом начале. В России многие управленцы и начинающие бизнесмены ждут гарантии успешности проекта и быстрой прибыли. Я считаю, что в российском бизнесе возможно изменение подхода и выстраивание рабочего процесса в сторону проектного менеджмента. Очень важна партнерская работа. Также необходимо повышать мотивацию и личную заинтересованность сотрудников в работе компании, менять отношение к командам. Сотрудники и руководители должны быть настроены на долгосрочную работу. Но, стоит отметить, что в российской экономике есть положительная динамика изменений в сторону мировых стандартов ведения бизнеса. Необходимо осознавать, что не во всех проектах есть система и гарантии рентабельности проекта.
- Пожалуйста, приведите 1-2 примера одинаковых операций в промышленности: как они делаются в Европе и как у нас? Какие отличия?
Есть анекдотичный пример. Но реальный. Существуют современные материалы ультрафиолетового отверждения. Они обладают повышенной прочностью, значительно ускоряют производственные процессы, которые применяются в автомобилестроении. Один наш партнер в самом начале своей деятельности на рынке интерьерных деталей для автомобилей решил пойти по пути инноваций и запустить у себя такую линию с применением материалов УФ отверждения. Для этих материалов необходимо использовать специализированные УФ лампы. В отличие от своих коллег, вместо того, чтобы по полученным от нас данным и требованиям к оборудованию, заказать необходимые лампы (мы предлагали бесплатную тех. поддержку на всех этапах), они решили «сами все изучить, ведь они же сами специалисты». Полгода они пробовали с УФ лампой для ногтей, потом еще полгода с лампой для коровников, потом еще с другими. И конечно каждый раз говорили: «Технология ваша не интересна, ничего у нас не работает с вашими материалами». 2 года вместо получения прибыли люди занимались самообразованием. Это, конечно, ценно, но говорит о том, что все у них в бизнесе хорошо, раз им позволительны такие эксперименты.
На самом деле, это наша особенная черта – страх показаться несведущим. Кто перебарывает этот страх и не стесняется консультироваться, в итоге гораздо быстрее развивается.
- Многие опасаются, что умные машины со временем оставят людей без работы, и прежде всего рабочих, чей труд автоматизируют. Что думаете по этому поводу? Согласны ли что со временем рабочие профессии просто исчезнут и люди перестанут, например, заниматься физическим трудом? Не опасно ли это?
Мировая тенденция показывает, что мы действительно идем к роботизации многих рабочих процессов, это реальность развития мира. Безусловно, это не произойдет прямо сейчас и даже завтра. Но тем не менее, активно ведется работа по поиску оптимального решения социальных вопросов. Например, создается и тестируется теория «базового основного дохода» — концепция, предполагающая регулярную выплату определённой суммы денег со стороны государства. Но тут нам повезло больше наших западных коллег. Близкие по идеологии методики применялись в завуалированном виде в нашей стране во времена СССР. Так что тут уже мы дадим фору. Да, возможно переходный период будет сложным, но так развивается мировой рынок и экономика. Ценности в мире меняются, сегодня ценность в развитии человеческих качеств, перехода социума на другой уровень. Поэтому и идет роботизация рабочих процессов.
- До каких процессов в промышленности (или в вашей компании в частности) ИИ еще не добрался, но вы бы хотели это изменить, поскольку искусственный интеллект мог бы существенно облегчить работу? Приведите, пожалуйста, 2-3 подобных примера, чем бы ИИ мог там помочь.
У нас в компании ИИ добрался уже до создания новых инновационных процессов, но я не хотел бы пока делиться данной конфиденциальной информацией. Именно благодаря нашим внедрениям ИИ нам и удается проводить такую успешную и достаточно быструю экспансию на сложных индустриальных рынках как авиастроение, автомобилестроение, ветрогенерация, где мы занимаем лидирующие позиции.
- А каким вы видите будущее промышленности с учетом развития искусственного интеллекта? Какие они – заводы будущего?
На мой взгляд, искусственный интеллект на первом этапе позволит максимально оптимизировать выпуск продукции и создавать кастомизированный продукт. Не факт, что это действительно нужно человеку, но давайте наблюдать за этими глобальными процессами с удовольствием.