Найти в Дзене

“со Христом глазы перекрестив”. Беспоповцы Новгородской губернии в быту. Ч. 3

Оглавление

Продолжение статьи о буднях старообрядцев новгородской губернии, о быте и взглядах на жизнь.

Экономика: сплав леса, железные дороги, бегство от статистики

Первая часть: молитвы, особенности питания, комплекты посуды

Вторая: иконы, грехи, болезни

Строительство дома, в исполнении старосты села Романовка, Ксенофонта Бодунова, конец 1930-х; для иллюстрации статьи я использую фотографии из замечательного фотоальбома "Дни в Романовке", о буднях старообрядческого часовенного села в Маньчжурии; да, конечно, это не Новгородская губерния середины 19-го века, но где ж по той губернии материалы-то взять; ссылка на фотоальбом в конце текста
Строительство дома, в исполнении старосты села Романовка, Ксенофонта Бодунова, конец 1930-х; для иллюстрации статьи я использую фотографии из замечательного фотоальбома "Дни в Романовке", о буднях старообрядческого часовенного села в Маньчжурии; да, конечно, это не Новгородская губерния середины 19-го века, но где ж по той губернии материалы-то взять; ссылка на фотоальбом в конце текста

Дела

Молитвы, представления о грехах, комплекты посуды для разных случаев, как ритуалы, были важны для старообрядцев. Но еще важнее были поступки. Старообрядцы, беспоповцы и, отчасти, поповцы определяли себя и свою жизнь через добрые дела, без которых невозможно спасти душу. По понятным причинам — на дворе последние времена и царство Антихриста. Церковь утратила благодать и не может помочь верующим спастись. А мир еще не погрузился во тьму только благодаря людям, которые ту благодать творят на земле.

Поэтому детей беспоповцы с малых лет приучали к необходимости добрых дел: чтобы исполнить первую заповедь любви, данную Христом, заповедь о любви к Богу, и вторую — заповедь о любви к ближнему своему.

Слева направо: Ваня и Миша Селетковы, Фока Калугин. Дети Романовки, 1938–1941 годы.
Слева направо: Ваня и Миша Селетковы, Фока Калугин. Дети Романовки, 1938–1941 годы.

Добрые дела выражались в заботе о нуждающихся, в помощи попавшим в беду — и общинникам, и другим толкам-согласиям, и даже никонианам. Кроме “физической” помощи - строительства новых изб, приюта погорельцам - беспоповцы “занимались благотворительностью”, подавали милостыню бедным. Причем федосеевцы как и филипповцы как давали деньги, так и приглашали просящих к себе домой: кормили, поили, узнавали причины бед. Если было нужно — отправляли в общины, в глубь “Святой Руси”, помогали встать человеку на ноги.

Отдельным благодатным поступком считался выкуп крепостных крестьян. На такой выкуп часто “сбрасывались” по нескольку семей. Конечно, крестьян выкупали на условиях перехода в древнее благочестие. Но поживших в неволе русских крестьян это редко останавливало.

Если беда случалась в доме самого беспоповца — он шел и разносил милостыню по общине, помогал другим. Беды связывали с утратой благодати и греховностью поступков и мыслей. Милостыню в Новгородской губернии старообрядцы подавали при несчастном случае со скотиной, при болезнях. Отдельно подавали “поминальную” милостыню, после смерти близких. Считалось, что это поможет душе умершего на том свете: “Милостыньку не подашь, будёт сниться во сне. Если голой, босой [снится], надо одёжу подать. Здесь подашь, а там его обуют, оденут”.

Помощь общинникам помогала и мертвым, и живым, возвращая благодать. Добрыми делами мостилась дорога в рай: “Подай Христа ради — Бог пошлет”.

И еще дети Романовки, братанники Петя (слева) и Ефим Гуськовы, 1938–1941 годы.
И еще дети Романовки, братанники Петя (слева) и Ефим Гуськовы, 1938–1941 годы.

Милостыня и помощь среди беспоповцев считалась делом личным, между человеком и Богом. На похвальбу милостыней смотрели косо, а особенно ценилась милостыня скрытая: “чтобы правая рука давала, левая не знала”.

Отдельной “статьей” милостыни и помощи считалась помощь беспоповцам из согласия бегунов-странников. Люди этого радикального беспоповского толка жили “кочевниками” и скитались по всей Российской империи, на жизнь зарабатывая кто как. Хватало среди бегунов и беглых солдат с каторжанами, и талантливейших рабочих, “мастеров шестого разряда”. Бегуны часто просили милостыни или помощи у федосеевцев — и тем им с радостью помогали. Федосеевцы в своих деревнях даже строили потайные дома: дома со скрытыми комнатами, где бегуны могли укрыться от преследования властей.

Семейный ужин: Анисим Иванович Калугин, Иван Зиновьевич Калугин (Иван старший), Марфа и Ваня Калугины, Федосья Антиповна Павлова и Елена Исаевна Калугина. 1941 год
Семейный ужин: Анисим Иванович Калугин, Иван Зиновьевич Калугин (Иван старший), Марфа и Ваня Калугины, Федосья Антиповна Павлова и Елена Исаевна Калугина. 1941 год

Добрые дела надо было делать, а злые — не делать, потому что злые считались грехами. К грехам причисляли скаредное, злое, жестокое отношение к другим людям. К грехам причисляли физическое насилие на людьми. Особо страшным грехом почитали убийство — убийце из числа беспоповцев пришлось бы на том свете отвечать и за свои грехи, и за грехи убитого.

Однако даже убийство, при некоторых обстоятельствах, можно было искупить, делами. У старообрядцев вообще был довольно деятельный подход к жизни: Христос одаряет любовью всякого, кто живет достойно, и за добрые дела обязательно удастся попасть в рай: “в серёдку-то, может, не попадешь, а с краешку-то будёшь”.

Материальное стяжательство, алчность, как грех ставили чуть ли не наравне с убийством. Некоторые — так и того хуже: “захват земли — это грех непрощенный”, “скотинку отравить — непро- шоной грех”. Накопленный капитал надо было пускать на помощь общине и торжество веры на земле, но никак не на стяжательство.

Аборт старообрядцы также относили к грехам непрощаемым, “всей вселенной [за него] не ответишь”, “за это молись хоть сто человек, все равно не замолишь”.

К числу обязательных дел староверы относили также и держание постов, которые считались чуть ли не обязательным условием веры. Четыре основных поста федосеевцыы и другие новгородские толки выдерживали строго.

В некоторых деревнях дополнительно почитали постом среду и пятницу каждой недели: день на предательство Иуды, день на страдания Христовы. Как выдерживали пост — зависело от конкретной общины. В одних деревнях ели лишь раз в день, в других в понедельник и среду ели исключительно постную еду. Были и деревни, где пост держали трижды в неделю: “Говорят, среда и пятница — первая встреча. Пятница и Среда тебя встречать будут, когда умираешь. А понедельник — всегда заветный»”

Зинаида Константиновна Гуськова с детьми и сестрой Верой Константиновной
Постниковой. 1938–1941 годы.
Зинаида Константиновна Гуськова с детьми и сестрой Верой Константиновной Постниковой. 1938–1941 годы.

И о чем надо было написать в части о питании, но что я блистательно сделать забыл — некоторые продукты староверам запрещалось употреблять вообще. Если еду от никониан еще можно отмолить, то питаться чем-то от язычников, не верующих в христианского Бога — грех. Поэтому староверы не употребляли - или старались не употреблять - чай, кофе, сахар, картофель и дрожжи.

За обедом. Павел Филатьевич Поносов с приёмными дочерьми Зиной (справа) и Аксиньей. 1938–1941 годы.
За обедом. Павел Филатьевич Поносов с приёмными дочерьми Зиной (справа) и Аксиньей. 1938–1941 годы.

Слова

Как люди основательные и постоянно осмысливающие-рефлексирующие свою жизнь, беспоповцы серьезно относились и к общению. Словам староверы разных толков уделяли большое внимание. И поскольку времена на дворе стояли последние, то, по мнению беспоповцев, внимание уделяли не только они: “Вот задумай: ‘Ой, я не буду жить, я повешусь’. И десять лет нечистый дух проходит за тобой сзади: ‘Ты слово дал (или дала). Чего ж ты не держишь, не исполняешь его?’ Сорок лет будет ходить, пока ты не задавишься”.

Мирон Фёдорович и Аксинья Яковлевна Говязины с дочерьми Дусей (слева) и Надей (Настей). На руках матери Акулинка. Во дворе у Калугиных. Ранняя весна. 1938–1941 годы.
Мирон Фёдорович и Аксинья Яковлевна Говязины с дочерьми Дусей (слева) и Надей (Настей). На руках матери Акулинка. Во дворе у Калугиных. Ранняя весна. 1938–1941 годы.

Ругань тоже не приветствовалась и считалась грехом. Самыми страшными считалась ругань религиозного и эсхатологического толка: использование идиом вроде “в мать”, “в Бога”, “в черта”. Скотину ругать тоже не стоило, “ни кошечку, ни курочку, никого нельзя обозвать, все у Христа сотворёно!”. Обращение к совести подкрепляли сволочизмом злого духа — ругань на скотину могла привлечь нечистого, которые приведут корову или козу “на худой след”, что та заплутает в лесу.

Проклятье кого-либо - и особенно материнское - не бытовая ругань, наносило ужасный вред — и проклинающему, и проклятому, вплоть до попадания в ад. За вранье также можно было улететь на раскаленные сковородки или получить другую изощренную пытку в Преисподней: “Много врешь да треплешься, да зря болтаешь — за язык повесят”.

Для общения без ругани также создавали правила — помогающие помнить о необходимости добрых дел и ответственностью перед Богом. Вместо “до свидания” старообрядцы использовали прощания, вроде “простите меня Бога ради”, с ответом “Бог простит тебя и благословит”. Благодарить людей нужно было также правильно, не допуская торопливости. Вместо уже обмирщенного и сокращенного к тому времени “спаси Бо[г]” староверы продолжали использовать полную форму: спаси Господи”, “спаси Бог, “спаси Христос”.

Иван Зиновьевич Калугин (Иван старший) с собакой Тачином, слева его сын Иван с собакой Жеком. 1938–1941 годы.
Иван Зиновьевич Калугин (Иван старший) с собакой Тачином, слева его сын Иван с собакой Жеком. 1938–1941 годы.

******

И на этом месте о быте беспоповцев Новгородской губернии еще одна отбивка. В следующих частях попробую рассказать подробнее про “экономическую деятельность”: как конкретно работали артели старообрядцев, как взаимодействовали с “внешним” миром никониан.

Ссылка на фотоальбом "Дни в Романовке":

http://1p.fondpotanin.ru/projects/starovery

Фотоальбом выложен благотворительным фондом В. Потанина, все права и прочие плюшки принадлежат сугубо и исключительно им.

******

При написании статьи я использовал:

Воскресенская Т.А. Новгородские старообрядцы-беспоповцы: эсхатологические основы мировосприятия и быт

Любезный мой читатель! Если тебе не сложно - и вдруг статья понравилась - кликни на лаек, поставь палец вверх. Пожалуйста. Тебе не сложно, а мне алгоритм Яндыкса статью бодрее откручивает.