Продолжение статьи о буднях старообрядцев новгородской губернии, о быте и взглядах на жизнь.
Экономика: сплав леса, железные дороги, бегство от статистики
Первая часть: молитвы, особенности питания, комплекты посуды
Вторая: иконы, грехи, болезни
Дела
Молитвы, представления о грехах, комплекты посуды для разных случаев, как ритуалы, были важны для старообрядцев. Но еще важнее были поступки. Старообрядцы, беспоповцы и, отчасти, поповцы определяли себя и свою жизнь через добрые дела, без которых невозможно спасти душу. По понятным причинам — на дворе последние времена и царство Антихриста. Церковь утратила благодать и не может помочь верующим спастись. А мир еще не погрузился во тьму только благодаря людям, которые ту благодать творят на земле.
Поэтому детей беспоповцы с малых лет приучали к необходимости добрых дел: чтобы исполнить первую заповедь любви, данную Христом, заповедь о любви к Богу, и вторую — заповедь о любви к ближнему своему.
Добрые дела выражались в заботе о нуждающихся, в помощи попавшим в беду — и общинникам, и другим толкам-согласиям, и даже никонианам. Кроме “физической” помощи - строительства новых изб, приюта погорельцам - беспоповцы “занимались благотворительностью”, подавали милостыню бедным. Причем федосеевцы как и филипповцы как давали деньги, так и приглашали просящих к себе домой: кормили, поили, узнавали причины бед. Если было нужно — отправляли в общины, в глубь “Святой Руси”, помогали встать человеку на ноги.
Отдельным благодатным поступком считался выкуп крепостных крестьян. На такой выкуп часто “сбрасывались” по нескольку семей. Конечно, крестьян выкупали на условиях перехода в древнее благочестие. Но поживших в неволе русских крестьян это редко останавливало.
Если беда случалась в доме самого беспоповца — он шел и разносил милостыню по общине, помогал другим. Беды связывали с утратой благодати и греховностью поступков и мыслей. Милостыню в Новгородской губернии старообрядцы подавали при несчастном случае со скотиной, при болезнях. Отдельно подавали “поминальную” милостыню, после смерти близких. Считалось, что это поможет душе умершего на том свете: “Милостыньку не подашь, будёт сниться во сне. Если голой, босой [снится], надо одёжу подать. Здесь подашь, а там его обуют, оденут”.
Помощь общинникам помогала и мертвым, и живым, возвращая благодать. Добрыми делами мостилась дорога в рай: “Подай Христа ради — Бог пошлет”.
Милостыня и помощь среди беспоповцев считалась делом личным, между человеком и Богом. На похвальбу милостыней смотрели косо, а особенно ценилась милостыня скрытая: “чтобы правая рука давала, левая не знала”.
Отдельной “статьей” милостыни и помощи считалась помощь беспоповцам из согласия бегунов-странников. Люди этого радикального беспоповского толка жили “кочевниками” и скитались по всей Российской империи, на жизнь зарабатывая кто как. Хватало среди бегунов и беглых солдат с каторжанами, и талантливейших рабочих, “мастеров шестого разряда”. Бегуны часто просили милостыни или помощи у федосеевцев — и тем им с радостью помогали. Федосеевцы в своих деревнях даже строили потайные дома: дома со скрытыми комнатами, где бегуны могли укрыться от преследования властей.
Добрые дела надо было делать, а злые — не делать, потому что злые считались грехами. К грехам причисляли скаредное, злое, жестокое отношение к другим людям. К грехам причисляли физическое насилие на людьми. Особо страшным грехом почитали убийство — убийце из числа беспоповцев пришлось бы на том свете отвечать и за свои грехи, и за грехи убитого.
Однако даже убийство, при некоторых обстоятельствах, можно было искупить, делами. У старообрядцев вообще был довольно деятельный подход к жизни: Христос одаряет любовью всякого, кто живет достойно, и за добрые дела обязательно удастся попасть в рай: “в серёдку-то, может, не попадешь, а с краешку-то будёшь”.
Материальное стяжательство, алчность, как грех ставили чуть ли не наравне с убийством. Некоторые — так и того хуже: “захват земли — это грех непрощенный”, “скотинку отравить — непро- шоной грех”. Накопленный капитал надо было пускать на помощь общине и торжество веры на земле, но никак не на стяжательство.
Аборт старообрядцы также относили к грехам непрощаемым, “всей вселенной [за него] не ответишь”, “за это молись хоть сто человек, все равно не замолишь”.
К числу обязательных дел староверы относили также и держание постов, которые считались чуть ли не обязательным условием веры. Четыре основных поста федосеевцыы и другие новгородские толки выдерживали строго.
В некоторых деревнях дополнительно почитали постом среду и пятницу каждой недели: день на предательство Иуды, день на страдания Христовы. Как выдерживали пост — зависело от конкретной общины. В одних деревнях ели лишь раз в день, в других в понедельник и среду ели исключительно постную еду. Были и деревни, где пост держали трижды в неделю: “Говорят, среда и пятница — первая встреча. Пятница и Среда тебя встречать будут, когда умираешь. А понедельник — всегда заветный»”
И о чем надо было написать в части о питании, но что я блистательно сделать забыл — некоторые продукты староверам запрещалось употреблять вообще. Если еду от никониан еще можно отмолить, то питаться чем-то от язычников, не верующих в христианского Бога — грех. Поэтому староверы не употребляли - или старались не употреблять - чай, кофе, сахар, картофель и дрожжи.
Слова
Как люди основательные и постоянно осмысливающие-рефлексирующие свою жизнь, беспоповцы серьезно относились и к общению. Словам староверы разных толков уделяли большое внимание. И поскольку времена на дворе стояли последние, то, по мнению беспоповцев, внимание уделяли не только они: “Вот задумай: ‘Ой, я не буду жить, я повешусь’. И десять лет нечистый дух проходит за тобой сзади: ‘Ты слово дал (или дала). Чего ж ты не держишь, не исполняешь его?’ Сорок лет будет ходить, пока ты не задавишься”.
Ругань тоже не приветствовалась и считалась грехом. Самыми страшными считалась ругань религиозного и эсхатологического толка: использование идиом вроде “в мать”, “в Бога”, “в черта”. Скотину ругать тоже не стоило, “ни кошечку, ни курочку, никого нельзя обозвать, все у Христа сотворёно!”. Обращение к совести подкрепляли сволочизмом злого духа — ругань на скотину могла привлечь нечистого, которые приведут корову или козу “на худой след”, что та заплутает в лесу.
Проклятье кого-либо - и особенно материнское - не бытовая ругань, наносило ужасный вред — и проклинающему, и проклятому, вплоть до попадания в ад. За вранье также можно было улететь на раскаленные сковородки или получить другую изощренную пытку в Преисподней: “Много врешь да треплешься, да зря болтаешь — за язык повесят”.
Для общения без ругани также создавали правила — помогающие помнить о необходимости добрых дел и ответственностью перед Богом. Вместо “до свидания” старообрядцы использовали прощания, вроде “простите меня Бога ради”, с ответом “Бог простит тебя и благословит”. Благодарить людей нужно было также правильно, не допуская торопливости. Вместо уже обмирщенного и сокращенного к тому времени “спаси Бо[г]” староверы продолжали использовать полную форму: спаси Господи”, “спаси Бог, “спаси Христос”.
******
И на этом месте о быте беспоповцев Новгородской губернии еще одна отбивка. В следующих частях попробую рассказать подробнее про “экономическую деятельность”: как конкретно работали артели старообрядцев, как взаимодействовали с “внешним” миром никониан.
Ссылка на фотоальбом "Дни в Романовке":
http://1p.fondpotanin.ru/projects/starovery
Фотоальбом выложен благотворительным фондом В. Потанина, все права и прочие плюшки принадлежат сугубо и исключительно им.
******
При написании статьи я использовал:
Воскресенская Т.А. Новгородские старообрядцы-беспоповцы: эсхатологические основы мировосприятия и быт
Любезный мой читатель! Если тебе не сложно - и вдруг статья понравилась - кликни на лаек, поставь палец вверх. Пожалуйста. Тебе не сложно, а мне алгоритм Яндыкса статью бодрее откручивает.