Найти тему
IT-предприниматель

Появилась идея для бизнеса - что дальше? IT.

Оглавление

Доброго времени суток, читатель. В этой статье я расскажу о своем видении того, с чего стоит начать проработку бизнес идеи, какие конкретно шаги стоит предпринимать.

Речь пойдет конкретно про бизнес идеи в сфере IT - это могут быть услуги или создание какого-то продукта, которым будут пользоваться. Под продуктом подразумевается - мобильное приложение, сайт, программа сервис, связка из перечисленных элементов. В общем всё, что можно создавать в сфере информационных технологий.

Как это обычно бывает?

-2

Думаю, у любого штатного программиста, дизайнера или человека, как-то связанного с IT-индустрией, проскальзывают мысли о создании своего продукта/стартапа, который крутой-крутой будет, прям вот как Google, Apple или Yandex.

И совсем не плохо мечтать о таком успехе, мирового масштаба, но не нужно питать ложных иллюзий. В мире постоянно создаются тысячи стартапов и большая их часть со временем умирает. При этом каждый считает, что их проект будет востребован и принесёт горы денег и успех.

Однако, трудности - не причина сидеть сложа руки. Наш разум очень сложная штука и даже если вы никогда напрямую не думали о создании своего проекта, вполне может случится ситуация короткого озарения и из глубин разума появится идея продукта. Возможно, вы сразу о ней забудете, ведь у вас и так хватает забот. А может быть решите попытаться, ведь если не пытаться, то заранее обрекать свои мечты на провал. Если вы хотите пробовать, то читайте дальше.

Первый шаг

Первым делом свою идею стоит записать на бумаге или в электронном виде, не важно, главное - сформулировать идею и зафиксировать все свои мысли на её счет. Хорошая мысль так же быстро забывается, как приходит.

-3

Отличным вариантом будет обсудить с кем-то из знакомых, кому доверяете и можете без боязни поделиться мыслями. Совсем замечательно будет, если этот человек как-то связан с той сферой, к которой относится ваша идея и может дать вам объективное мнение. Если вы нарветесь на критику и слова вроде "Что за бред, фигня идея", то не стоит воспринимать это болезненно, просто выслушайте все факты этого человека и тоже запишите. Собрав таким образом первоначальное описание вашей идеи, мысли ваших знакомых, лучше если их будет несколько.

Общение с ними может так же добавить вам качественных гипотез по поводу вашего проекта.

Анализ аналогов

Почти каждый из вас (если не все) писали диплом в университете. Одним из основных разделов диплома является анализ существующих решений проблематики, которую вы рассматриваете в дипломе. Этот подход применим и для бизнес-идеи.

Даже не сомневайтесь в следующем высказывании - в мире наверняка уже кто-то придумал что-то подобное. Стоит посвятить как можно больше времени и усилий на поиски аналогов. Такие аналоги не обязательно должны быть полными копиями, но должны в какой-то степени соприкасаться с вашей идеей.

Аналоги можно подбирать по похожей функциональности продукта. Например, программы для чтения документов разного формата - одна программа для чтения PDF, аналогами ей будут другие программы, которые возможно не читают PDF, но способны распознавать документы Word. Чем наиболее приближенными будут аналоги - тем лучше.

Такие аналоги в некоторых случаях можно рассматривать как конкурентов или партнёров, зависит от случая к случаю.

Выписываем все найденные аналоги, не ленитесь записывать все свои действия и фиксировать результаты даже небольшой работы. Такой подход поможет держать мысли структурированными, опираться не на абстрактные мысли, которые приходят время от времени.

-4

Тщательно анализируем каждый из найденных аналогов и записываем результат. Например, можно выписывать Преимущества и Недостатки. Старайтесь делать анализ наиболее объективно. Научитесь ставить себя на место потенциального Потребителя услуги/продукта, как он мыслит, какие преимущества продукта его заставляют не уходить к конкурентам.

На этом шаге вы как минимум должны иметь несколько записей - описание вашей первоначальной идеи, данные с обсуждения со знакомыми, анализ существующих аналогов.

Выделяем преимущества

Совсем не плохо, если за предыдущие шаги ваша идея видоизменилась, адаптировалась новой информации, чтобы быть более жизнеспособной. Не будьте категоричными во всех своих идеях, будьте гибкими, принимайте чужое мнение, но не ставьте его во главе идеи.

Посмотрите на все свои записи, подумайте и решите, чем ваша идея такая уникальная, чем она сможет зацепить вашего Потребителя? Не забывайте записывать абсолютно все идеи на этот счет.

Подумайте о том, как вы можете избавиться в своем продукте от Недостатков, которые существуют в аналогичных продуктах.

В идеале вашему продукту необходимо определить одно основное, инновационное преимущество против аналогов. И несколько вторичных, которые будет дополнять его.

Есть много методик и подходов, как к анализу, так и для выявления собственных преимуществ, тут я их расписывать не стал, если необходимо на этом заострить внимание - напишите в комментариях.

Проектируем первую версию

На этом шаге ваша идея должна принять более осязаемую форму, нежели в тот момент, когда вы её придумали. Основной для этого должен стать анализ, обсуждение и получение обратной связи от знакомых.

Почти всегда лучшим способом проверить жизнеспособность будет создание прототипа или демо-версии вашего продукта. В такой версии вы должны максимально просто и доступно показать преимущества вашего проекта от аналогов.

Запишите основные функции прототипа, не нужно реализовывать в деталях каждую вашу идею и тратить на это месяцы разработки. Пусть лучше вы потратите немного времени и сможете провести небольшие тесты среди реальных пользователей. Это нужно, чтобы вновь собрать обратную связь о своих Потребителях, не стесняйтесь спрашивать, проводить опросы, звать своих знакомых попользоваться вашим продуктом. Если вы будете создавать продукт в коконе своих фантазий, а не реальной обстановки дел, то шансов на успех у вас намного меньше.

Что дальше?

А дальше анализируем обратную связь, делаем выводы, определяем, что нужно изменить в продукте. Какие функции можно добавить.

Если обратная связь получилась негативной и продуктом пользоваться не хотят. Совсем не время опускать руки. Подумайте о своих ошибках, что вы сделали не так? Возможно, выбрали не то преимущество? Или не смогли его правильно реализовать? Возможно, неправильно выбрана целевая аудитория?

Никогда не останавливайтесь на достигнутом, развивайте ваш продукт. Упорство ещё никого не подводило.

-5

Я не касался многих вопросов в этой статье - о целевой аудитории, аналитики, сборе требований, методиках проведения этих работ, дизайне, ваших навыках программиста, финансовой стороны создания прототипа. Цель статьи - дать основное представление о том, как действовать, в каком направлений копать. А в интернете про всё это много статей. Но если считаете, что нужно освещать такие моменты - напишите в комментариях. Всего наилучшего и успехов вам с вашими идеями.