Найти тему

«Два витязя разыскивают третьего»

Два витязя под флагом зеленого змия едут за третьим

В 70-80-е года прошлого века самой распространенной водкой в СССР стала «Русская». Даже те, кто в рот не брали, прекрасно знали эту этикетку.

Между прочим, до алкогольного запрета при Горбачеве в СССР не так особо и пили, кто бы что сейчас не говорил. Алкоголиков хватало, но непьющих было куда больше. Вообще байки про то, что в России пьют больше всех в мире – это идеологический миф и не более того.

Это вы просто не видели как пьют на Западе. Доводилось мне наблюдать, как «отдыхает» люд в Англии – у нас даже в самое брежневское «застолье» так не бухали.

Нет, на Пикадилли все прилично. Вот только мне всегда было интересно, как живут люди вне туристических троп. Так вот даже в Лондоне пьют так, будто завтра потоп. Побродите по окраинам британской столицы – сами все увидите.

А ведь я жил на Дальнем Востоке, работал на Колыме на стройке. Так что как у нас пьют видывал. Честно скажу – колымские бичи времен застоя были куда приличнее современных лондонских офисных хомячков. Кстати, японцы тоже как не в себя пьют. Правда, по сравнению с англичанами ведут себя намного приличнее.

Но вернемся к русской водке.

Интересно, что у «Русской» было сразу две этикетки, что для СССР было весьма нетипично – этикетка утверждалась ГОСТом.

Красно-белая этикетка с надписью, стилизованной под славянскую вязь, была самой распространенной. Но была еще одна – на ней были изображены два витязя, которые ехали куда-то влево, причем отчего-то под зеленым флагом.

-2

Ординарная этикетка

Эта наклейка мгновенно была «объяснена» народной молвой.

Забавно, что первоначально на этикетке было три витязя. Думается, что их количество уменьшили из идеологических соображений – чтобы не было ассоциации с «соображением на троих».

Только хуже сделали – молва тут же окрестила композицию «два витязя едут искать третьего». Для чего им третий понадобился, думаю, даже объяснять не стоит.

С флагом тоже было непонятно. Почему зеленый? Вообще на Руси флаги и хоругви были в основном красные (да-да, задолго до «красных» коммунистов). Скорее всего, тут тоже сказалась идеология – все же водка и красный флаг. Не комильфо, как-то.

В общем получилось что-то непонятное – то ли витязи подняли Зеленое знамя пророка, который вообще-то пьянство запрещал категорически, то ли еще что. Кстати, знамя партии кадетов тоже было зеленого цвета. Впрочем, молва опять же все разложила по полочкам и стяг стал «Флагом зеленого змия».

«Русскую» стали разливать в конце 1960-х. В 1967-м году на выставке в Лейпциге она завоевала золотую медаль, а в 1969 году был зарегистрирован сам товарный знак.

По разливу это был самый массовый алкогольный напиток СССР. До 1975 года статистика по маркам не велась, но после 1975 «Русской» производили от 19 до 68 процентов от всего выпуска ликероводочных изделий.

-3

Экспортный вариант наклейки

Пик производства был достигнут в 1982 году. Тогда было произведено 169 326 тысяч декалитров водки и 168 434 тысячи декалитров реализовано.

Бренд был чисто внутренний. Очень долго «Русская» потреблялась только в самом СССР. В небольших количествах она шла в советские учреждения за рубежом. Иногда в старых каталогах «Внешпосылторга» за 70-е годы она встречается под наименованием «Российская».

И только со второй половины 80-х на экспорт стали поставлять и эту марку, хотя она никогда не достигала по популярности за рубежом «Столичной».

Между прочим популярность напитка в СССР достигалось не только за счет распространенности, но и дешевизны. Изначально в начале 70-х это была самая дешевая водка – всего 2 руб. 75 копеек со стоимостью посуды. Сравните - после реформы 1961 года бутылка «Московской» стоила 2 руб. 87 коп., «Столичной» – 3 руб. 12 коп. Правда, эти сорта считались престижнее.

Потом цена все время поднималась. В 80-е она составляла уже 5 руб. 30 коп.

-4

5.30 - дороговато будет

Разливали напиток по всему Советскому Союзу. Доходило порой до смешного – в Средней Азии вообще лепили наклейки «Рус арак».

-5

Тот самый "рус арак"

Поразительно то, что настолько раскрученный бренд умудрились слить. Сейчас эта этикетка практически не встречается.

Алекс Русских