Найти в Дзене
Виктор Андреев

«ИЖ ПЛАНЕТА-5»: легенда 90-х снова в строю.

Один мой знакомый автослесарь (его зовут Виталя) ежедневно ремонтирует с десяток автомобилей в одном из томских автоцентров. И работа ему нравится, и недостатка в работе не наблюдается. Но когда работа превращается в рутину – у многих, включая Виталю, возникает желание сделать что-нибудь для себя, для души, так сказать. К примеру, собрать мотоцикл.

И вот осенью 2019 г. Виталя забирает у своего деда останки мотоцикла "ИЖ Планета-5" 1989 г.в. – раму с передней вилкой да двигатель в полуразобранном состоянии с бензобаком. Мотохлам, зато с документами. Забирает, чтобы восстановить.

Этот мотоцикл выпускался в Ижевске с 1987 по 2008 год и остался в памяти целого поколения деревенских (частично и городских) пацанов 80-90-х годов как трудяга (с люлькой на нем отцы-деды что только не перевозили), да и погонять на нем без люльки было не зазорно – красный цвет и новые элементы в виде обтекателя над задним фонарем и защитные дуги сильно роднил его с тогда культовой Явой.

Даже лично у меня была история из деревенского прошлого, когда я, обладатель безлюлечного мотоцикла "Минск", решил выпендриться и попросил у друга Планету с люлькой прокатиться. Из-за того, что мотоциклы с люлькой "ведет" в сторону от люльки, а страх не позволяет новичку смело держать руль в сторону люльки (боязнь поднять люльку и перевернуться) я просто не смог перебороть себя и улетел в кювет, припарковавшись люлькой прямо в березу. Я не пострадал, а друг-хозяин, который сидел позади меня, в попытке отвернуть руль в нужную сторону, расшиб себе лоб. Вспоминаю сейчас с улыбкой и стыдом одновременно...

Подозреваю, что у многих есть подобные истории, связанные с этим мотоциклом.

Спустя 8 месяцев работ по восстановлению, на майский солнечный свет Виталя выкатил вот такого красавца:

Получилось отлично! Почему предфинальный в подписи к фото? Потому что до полного цинуса оставалось буквально несколько штрихов : Виталя на момент съемки еще не нашел оригинальное переднее колесо (на фото оно старое от Планеты-4) и еще не избавился от некоторых масляных потеков на двигателе.

Колесо еще подменное, сильно портящее товарный вид, но сейчас Виталя уже поставил новое колесо.
Колесо еще подменное, сильно портящее товарный вид, но сейчас Виталя уже поставил новое колесо.

Бывалые читатели наверняка заметили, что не только колесо, но и некоторые другие элементы отличают Виталин ИЖ от оригинальной Планеты-5:

  • обтекатель у оригинала был более громоздким. Виталя выклеил более современный и, на мой взгляд, более гармоничный обтекатель;
Обтекатель самодел. Фальшстекло непрозрачное.
Обтекатель самодел. Фальшстекло непрозрачное.
  • передние и задние поворотники более современные. Оригинальные найти не удалось;
  • ну и клаксоны, соответственно, тоже не ижевские.
Клаксон не требезжит, как ижевский, а сигналит 
вполне себе по-автомобильному.
Клаксон не требезжит, как ижевский, а сигналит вполне себе по-автомобильному.

Седушка не оригинальная, но сшитая по оригинальным лекалам на заказ. Еще муха не сидела!

Седушку от оригинала отличит только специалист.
Седушку от оригинала отличит только специалист.

У оригинального Ижа место стыка седушки с бензобаком всегда сшаркивалось, выдавая возраст и портя товарный вид. Виталя приклеил в это место пленку красного цвета - практичное дополнение.

Пленка предохранит от сшаркивания бензобака в месте стыка с седушкой.
Пленка предохранит от сшаркивания бензобака в месте стыка с седушкой.

Кстати, форма головки единственного цилиндра в дедовском Иже выдавала редкую модификацию. У стандартной, если помните, ребра были вертикальные, здесь - они направлены веером под разными углами.

Форма головки цилиндра редкой веерной формы. 
Серийный номер мотора оригинальный, в документах.
Форма головки цилиндра редкой веерной формы. Серийный номер мотора оригинальный, в документах.

Панель приборов не оригинальная, но от ИЖ Планета-5. Как видите, сейчас на одометре 0 км.

Панель куплена в Китае.
Панель куплена в Китае.

Дело в том, что прекратив выпускаться в Ижевске в 2008 году, модель не умерла. Не удалось найти официальной информации, но по слухам ИЖ Планета-5 продолжает выпускаться за рубежом, причем, сразу в двух государствах - в Китае и Турции! То ли гордиться этим, то ли печалиться, но из-за этого большая часть недостающих деталей Виталей куплена новыми через интернет, отчего и мотоцикл сейчас пребывает в состоянии нового.

Предохранитель на клемме нового аккумулятора - одна из полезных виталиных доработок.

Заднее колесо внедорожное, с крупным протектором.
А помните этот декоративный элемент из детства - КАТАФОТА! На моем Уральце их стояло по 4 штуки на колесо. И брызговик с катафотой! Очень было круто.

Заднее внедорожное колесо смотрится очень убедительно!
Заднее внедорожное колесо смотрится очень убедительно!
Катафота вызывает очень теплые летние воспоминания из детства. А на кожухе не хватало одного шурупа. Сейчас уже хватает.
Катафота вызывает очень теплые летние воспоминания из детства. А на кожухе не хватало одного шурупа. Сейчас уже хватает.

Да, глушитель... Глушитель тоже зарубежный, от иностранной Планеты-5, поэтому звук он выдает отличный от оригинала. Впрочем, это моё субъективное мнение.

Глушитель новый, но выписаный из-за рубежа.
Глушитель новый, но выписаный из-за рубежа.

Еще несколько фотографий:

Напоследок скажу, что сейчас, после того, как все недоделки доделаны, а недоработки доработаны, Виталя продает своё детище - дело сделано, "мавр может уходить".

Все фото мои.

Не забудьте поделиться своими историями из детства, связанными с Ижами или не Ижами.

И спасибо за прочтение.