Найти тему
Колючий колобок

Сеть бесплатных туалетов Макдональдс

Макдональдс в очередной раз доказал свою адекватность и умение подстраиваться под экономику.

Компания уже давно является кладезью маркетинговых идей, которые стали культовыми, и вполне можно писать учебник маркетинга, основываясь только на опыте ее работы.

Сначала они решили назваться рестораном, вопреки общественному мнению о том, что ресторан — это дорого. Это сыграло свою роль и, прилипшее название «ресторан быстрого питания», во-первых, стал навсегда ассоциироваться с Макдональдсом, а во-вторых, в массовом сознании в эти забегаловки стало ходить не зазорно – всё-таки в ресторан идёшь, а не в шаурмячную.

Затем была реализована довольно интересная концепция не аренды, а приобретения в собственность земли и недвижимости в знаковых местах крупнейших городов мира, что, вкупе с бумом на рынке недвижимости, привело к опережающему росту капитализации компании. То есть Макдональдс перешел из «низкого» сектора общепита в «высокий» сектор рантье-землевладельцев.

Ещё был ряд небольших маркетинговых находок вроде концепции «сети бесплатных туалетов», поначалу кажущихся спорными, но сыгравшими свою роль в пиаре и привлечении новых клиентов.

И вот – новинка, Макдональдс объявил, что до конца года во всех российских ресторанах сети будут внедрены официанты. То есть теперь не нужно будет толпиться возле стойки и ждать свою булку с котлетой, а можно будет присесть на место и там тупить в телефон.

И хотя, как я уже говорил, с одной стороны это показывает адекватность компании, с другой – это плевок как в лицо российской экономике, а также тем, кто ей заправляет. Макдональдс – очень приспосабливающаяся компания к месту, в котором она работает, и их система обслуживания, заточенная на максимальную эффективность процесса, это, в какой-то мере, отражение экономики государства. Чем развитее страна, тем более развито самообслуживание в Макдональдс, ибо расслоение общества невелико, труд человека высокооплачиваем. Соответственно, выдачу проще поручить автомату вместо официанта, а убрать за собой попросить самого клиента.

Поэтому всегда сохранялся контраст организации сети, например, в Японии (где ты всегда еду заказывал сам через терминал, нёс её сам до столика и сам же убирал за собой) и, например, Индией – где за тебя всё сделают почти бесплатные в плане оплаты труда индусы – вплоть до того, что откроют дверь в туалет. И очень обидно, что Россия активно движется в сторону Индии, а не в сторону Японии.

Начало года – всегда время перетряхнуть инвестиционные позиции перед их прикрытием вначале лета. И Макдональдс тут, как нельзя, кстати, о себе напомнил – добавлю его в портфель.

Подписывайся в телеграмм: teleg.run/RunningBun

Николай Маржинов