Вы еще не знакомы с этим изданием? Выдержка из рекламы подписной кампании на журнал:
«Критико-библиографический двухнедельник ЦК ВЛКСМ. Журнал рассчитан на педагогов, библиотекарей, пионервожатых, комсоргов, писателей и художников. Журнал помещает рецензии на все текущие издания Детиздата ЦК ВЛКСМ, на детские книги краевых и областных издательств, помещает информациюнную библиографию о выходящих изданиях Детиздата, национальных, краевых и областных издательств.»
Достаточно полное описание назначения журнала. Интересно, что писатели находятся в конце списка целевой аудитории, хотя их судьба очень сильно зависела от характера упоминания их творчества на страницах «Детской литературы».
В первых номерах журнала за 1937 год приводится «Годовой указатель содержания журнала за 1936 год», анализ которого подтверждает магистральные направления деятельности журнала. Статьи о таджиксой, чувашской, узбекской, украинской, грузинской, итальянской детской литературе, исследовательские статьи о творчестве Маяковского, Горького, Багрицкого, Добролюбова, Чехова. Рецензии на издания Детиздата и других издательств (Молодая гвардия, Гослитиздат, Свердлгиз, Учпедгиз и др.), обзоры детских журналов – Мурзилка, Пионер, Чиж и др. Статьи об оформлении детской книги – об иллюстрациях Алякринского, Конашевича, Брея и др. И много библиографических справочников.
В декабре 1936 года прошло второе совещание по детской литературе при ЦК ВЛКСМ и отчет об этом совещании с выдержками из некоторых докладов приводится во втором выпуске за 1937 год.
«27 — 30 декабря 1936 г. состоялось второе совещание по детской литературе при ЦК ВЛКСМ. На совещании присутствовало свыше ста человек: писатели — С. Маршак, К. Чуковский, А. Фадеев, М. Ильин, Л. Квитко, А. Гайдар, В. Бианки, В. Шкловский, Л. Кассиль, О. Злобин и др.; художники — Е. Чарушин, 3. Шевяков, М. Родионов, С. Мочалов и др.; представители Украины, Азербайджана, Грузии, руководители и редакторы Детиздата, библиотекари и педагоги. В работе совещания принимали участие секретари ЦК ВЛКСМ: товарищи Косарев, Файнберг, Васильева, Пикина, члены бюро ЦК ВЛКСМ, народный комиссар просвещения РСФСР тов. Бубнов, его заместитель тов. Волин.»
Серьезный состав и серьезные темы для обсуждения, ведь наказ Детиздату первого совещания остался невыполненным.
«Главным недостатком детской литературы является то, что она не стоит на уровне нашей могущественной страны, не отображает нового человека, нового советского ребенка». Эти прямые указания Детиздату остались невыполненными. И естественно, что вопрос о книге на темы современности стал одним из главных вопросов второго совещания.»
Поэтому основная задача, поставленная перед Детиздатом на 1937 год – издавать книги для детей на советскую тематику. Но создавать качественно. Как сказал Маршак «в своем выступлении, проникнутом большой теплотой и глубокой принципиальностью» : «Нам нужно создать повесть, которая не только рассказывает о героях, но и воспитывает героев.»
Хотя тенденция к планированию творчества и контролю появилась гораздо раньше, до появления специализированного журнала «Детская литература». Вот карикатура из газеты «Пионерская правда» №190 от августа 1934 года.
«Многие писатели, в том числе А. ГИДАШ, А. БЕЗЫМЕНСКИЙ, Б. ЯСЕНСКИЙ, В. ИВАНОВ, Б. ИЛЛЕШ, еще в 1932 году обещали ребятам написать интересные книжки. Книжек этих до сих пор нет.»
И вот это горьковское «Вот эти? Вижу, вижу …» ничего хорошего им не предвещает.
Ноябрьский номер журнала посвящен 20-летию Революции. Ох уж эти советские формулировки-слоганы, хоть сразу на транспарант:
«Советская литература приходит к 20-й годовщине Октября с большими успехами. Наша литература — самая передовая и мощная литература в мире. Советский народ любит свою литературу, с глубоким уважением относится к ее деятелям.»
Как раз в этом номере в рубрике «Трибуна работника детской литературы» напечатаны рассказы писателей и поэтов о себе, об их пути к детской литературе. Начинает мэтр Самуил Маршак, продолжают Лев Квитко, Михаил Ильин, Якуб Колас, Сергей Михалков, Елена Данько, Рувим Фраерман.
Всегда интересно получить информацию из первых рук, прочитать старый журнал самому и самому сделать выводы, что из прочитанного правда, а что – дань стилю.