Найти в Дзене
Scapula

Держите спину правильно!

О том, что позвоночник - это одна из наиболее важных частей тела человека, знает каждый. Ведь он, кроме того, что поддерживает голову и тело в вертикальном положении, амортизирует толчки и удары, выполняет другие важные функции: служит местом прикрепления мышц и ребер, защищает спинной мозг, позволяет двигаться и т.д. Понятно, что от здоровья нашего позвоночника зависит самочувствие человека в целом, и что необходимо делать все возможное, чтобы поддерживать его в самом лучшем состоянии . Причем заботу о позвоночнике надо проявлять еще с детства, потому что, по последним данным, нарушения осанки имеются примерно у 70% детей, а у 10% -диагностируется сколиоз.  Школьники, особенно подростки, входят в группу риска из-за того, что, во-первых, подростковый период сам по себе характеризуется слабостью и незрелостью мышечной системы и опорно-двигательного аппарата и, во-вторых, припомните, сколько времени нынешним детям приходится проводить за партами, а сидячее положение, надо заметить – не

О том, что позвоночник - это одна из наиболее важных частей тела человека, знает каждый. Ведь он, кроме того, что поддерживает голову и тело в вертикальном положении, амортизирует толчки и удары, выполняет другие важные функции: служит местом прикрепления мышц и ребер, защищает спинной мозг, позволяет двигаться и т.д.

Понятно, что от здоровья нашего позвоночника зависит самочувствие человека в целом, и что необходимо делать все возможное, чтобы поддерживать его в самом лучшем состоянии . Причем заботу о позвоночнике надо проявлять еще с детства, потому что, по последним данным, нарушения осанки имеются примерно у 70% детей, а у 10% -диагностируется сколиоз. 

Школьники, особенно подростки, входят в группу риска из-за того, что, во-первых, подростковый период сам по себе характеризуется слабостью и незрелостью мышечной системы и опорно-двигательного аппарата и, во-вторых, припомните, сколько времени нынешним детям приходится проводить за партами, а сидячее положение, надо заметить – не самое лучшее для позвоночника, он больше «любит» лежать.

-2

Получается, что когда ребенок в 6-7 лет приходит в школу и по 3-4 урока ему приходится сидеть неподвижно – это уже нагрузка для позвоночника. А еще через пару лет это уже не 3-4, а 6-7, а то и 8 уроков, то есть нагрузка все возрастает! Поэтому именно в 12- 13 лет детей с нарушениями осанки очень много, ведь ребенок долгое время находится в одном положении. Одни его мышцы постоянно напряжены, другие – постоянно расслаблены и существует опасность возникновения патологических нарушений осанки и проблем связанных с ними .

Нельзя не отметить и то, что во многих нынешних болезнях, в том числе и в проблемах с позвоночником, виноват малоподвижный образ жизни. Еще несколько десятилетий назад дети, в большинстве своем, играли во дворе бегали, прыгали - постоянно двигались, что было своего рода физической нагрузкой для мышц, их тренировкой.  Сегодня же они проводят дни, а иногда и ночи за компьютером, что еще больше усугубляет ситуацию.

Правда, можно отметить, что к окончанию школы детей с нарушениями осанки становится чуть меньше, по сравнению с их количеством в подростковом возрасте, так как костно-мышечная система и опорно-двигательный аппарат становятся более совершенными, и если ребенка правильно сориентировать некоторые нарушения корректируются и даже исчезают полностью.

Осанка — привычная поза непринужденно стоящего человека. Зависит она от формы позвоночника, равномерности физического развития, тонуса мускулатуры тела (слабость мышц, связок). Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и большое физиологическое значение: она повышает работоспособность, влияет на деятельность внутренних органов, особенно органов дыхания и кровообращения.

Здоровый позвоночник изогнут в форме буквы «S» и в норме, если смотреть на него сбоку, имеет 4 физиологических изгиба:

1. В шейном и поясничном отделах – лордоз (выпуклость кпереди),

2. В грудном и крестцовом отделах – кифоз (выпуклость кзади).

Все эти изгибы формируются еще в младенческом возрасте. При выкладывании малыша на живот когда он пытается поднимать голову – шейный лордоз и позже, когда пытается научиться сидеть - грудной кифоз, а когда учится принимать вертикальное положение – поясничный лордоз. Формируется осанка в среднем к 6-7 годам, до этого у детей мышечный аппарат развит слабо и сложно говорить о том, правильная она у ребенка или нет.

-3

Дефектами осанки считают:

  • увеличенный грудной кифоз -  круглая спина; 
  • увеличенный поясничный лордоз – лордотическая осанка - когда таз выпячивается кзади, а живот кпереди;
  • кифо-лордотическую осанку - выражен и грудной кифоз, и поясничный лордоз
  • плоскую спину – когда физиологические изгибы позвоночного столба как бы сглажены, недоразвиты, практически отсутствуют. Могу отметить, что именно такая осанка - один из предрасполагающих факторов, приводящих к сколиозу;
  • сколиотическую осанку – когда наблюдаются те же клинические изменения, что и при сколиозе (о них подробно поговорим далее), но только на функциональном уровне. То есть если сделать рентген, то изменений в позвоночнике не будет отмечено, не будет ротации (поворота) позвонков, что характерно для сколиоза. Если попросить ребенка с такой осанкой стать прямо, он без проблем это сделает, но в привычной для него свободной позе, когда он будет расслаблен, изменения будут видны.

Что касается того, как понять родителям есть ли у ребенка нарушения осанки, то все очень просто – посмотрите, как ваш ребенок ходит, сидит, стоит в непринужденной позе. При правильной осанке плечи и лопатки должны быть не одном уровне, голова не должна склоняться к одному боку, живот подтянут, походка ровная, не прихрамывающая на одну ногу.

Есть, кстати, очень простой тест для проверки правильности осанки: нужно встать к абсолютно ровной стене (чтобы внизу не было плинутса и др.), и  соприкасаться с этой стеной пятью точками: затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками. Такую позу необходимо удерживать несколько минут, но важно, чтобы  при этом не испытывать никакого дискомфорта.
Есть, кстати, очень простой тест для проверки правильности осанки: нужно встать к абсолютно ровной стене (чтобы внизу не было плинутса и др.), и соприкасаться с этой стеной пятью точками: затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками. Такую позу необходимо удерживать несколько минут, но важно, чтобы при этом не испытывать никакого дискомфорта.

Нарушение осанки и сколиоз - одно и тоже?!

Хотя и одна и другая проблема связана с позвоночником, это совсем разные вещи.

Дело в том, что нарушения осанки относят к так называемым функциональным изменениям – когда структурных изменений в позвоночнике нет. И с точки зрения и врача, и родителей это менее проблематично, чем сколиоз, так как эту нарушенную осанку можно скорректировать, чтобы в дальнейшем не возникало никаких проблем связанных с ней.

Сколиоз же патология более сложная, что естественно влияет и на тактику лечения - оно более комплексное и трудоемкое. До недавнего времени считалось, что это только боковое искривление. Сегодня же говорят о том, что при сколиозе деформация позвоночника происходит в трех плоскостях и помимо бокового искривления есть и ротация (поворот) позвонков.

При сколиозе, кроме того, что присутствуют упомянутые выше асимметрии, отмечаются еще и изменения в позвоночнике. А чтобы убедиться в том, что это действительно сколиоз, а не сколиотическая осанка, делается рентгенологическое исследование позвоночника. Если изменения на снимках есть, врач измеряет угол искривления (угол сколиотической деформации)  и если он превышает 10 градусов и есть ротация позвонков, то ставится диагноз - «сколиоз».
При сколиозе, кроме того, что присутствуют упомянутые выше асимметрии, отмечаются еще и изменения в позвоночнике. А чтобы убедиться в том, что это действительно сколиоз, а не сколиотическая осанка, делается рентгенологическое исследование позвоночника. Если изменения на снимках есть, врач измеряет угол искривления (угол сколиотической деформации)  и если он превышает 10 градусов и есть ротация позвонков, то ставится диагноз - «сколиоз».

Мы в этой статье будем вести речь о подростковом сколиозе, то есть о пациентах от 10 до 18 лет.

Так вот, по этиологии, то есть по причинам возникновения, сколиозы бывают разные, но более 80% из них – идиопатические. Есть даже такой термин - «идиопатический сколиоз подростков».  А термин «идиопатический» в данном контексте означает, «возникающий самостоятельно, по неустановленной причине». Понятно, что поскольку причина не выяснена до конца, то и лечить такое заболевание сложно. В настоящее время установлено только то, что сколиоз - заболевание многофакторное.

Предрасполагающими факторами, обуславливающими развитие сколиоза, сегодня считают:

  • генетику. Попросту говоря, есть гены, которые ответственны за формирование костной и мышечной системы, у некоторых они склонны к изменениям. Эти гены и могут передаваться по наследству и обуславливать развитие сколиоза. Причем этих генов очень много и четко сказать, какой из них конкретно виновен в возникновении заболевания невозможно;
  • нейрогуморальные нарушения;
  • внешние факторы - малоподвижный образ жизни, плохое питание, несоответствующее требованиям рабочее место, мягкая кровать и т.д.
Для того, чтобы наш организм нормально функционировал и правильно приспосабливался к меняющимся условиям внешней среды в нем постоянно происходит огромное количество различных процессов, химических реакций и т.д. – идет нейрогуморальная регуляция. Например, при экстремальной ситуации «стрессовые» нервные импульсы из головного мозга передаются надпочечникам, те выбрасывают в кровь адреналин, который дополнительно стимулирует человека, мобилизует его. Проще говоря, нервная система передает эндокринной системе сигналы в виде нервных импульсов, а та – высвобождает гормональные вещества, которые переносятся кровью к «нужному» органу.

Обращайте внимание на осанку своих близких, ведь чем раньше обнаружится проблема, тем легче она поддастся коррекции!