Сегодня все больше и больше появляется информации, что разработка машин с искусственным интеллектом идет высокими темпами. И скоро этот ИИ заменит человека в очень многих областях экономики. В настоящий момент, человек уже столкнулся с жесткой конкуренцией в областях массового производства, где машины заменили рабочих на конвейере (такая замена распространена и в сфере производства автомобилей). На одном из современных автозаводов численность персонала руководству удалось оптимизировать до 500 человек.
Сфера транспорта является одной из самых массовых в экономике, а значит имеет большой потенциал в части замены людей роботами.
На дорогах уже появились машины, управляемые искусственным интеллектом, иногда в качестве помощи человеку, иногда в качестве полноценного самостоятельного «водителя». Активно проводятся испытания на грузовых автомобилях и в классе машин используемых в такси. Практически не вызывает сомнений, что скоро будет усовершенствован робот, выполняющий вождение автомобиля не хуже (а может даже и лучше), чем человек. Очень вероятно появление в обозримой перспективе такси с автопилотом. Но вот сфера автомобильных грузоперевозок роботом-водителем, особенно там, где пункт загрузки и пункт выгрузки постоянно меняются, пока еще выглядит недостижимой для роботов. Дело в том, что в такой перевозке функции водителя-дальнобойщика заключаются не только в управлении грузовиком. Помимо вождения тяжелого грузовика, российский «дальнобойщик» обеспечивает сохранность груза и автотранспорта, решает в процессе доставки вопросы с контролирующими органами, и отчасти выполняет роль экспедитора. При возникновении разногласий в момент доставки груза, первичным представителем транспортной компании перед получателем выступает опять же водитель. Этот же «дальнобойщик», зачастую обслуживает автомобиль и производит мелкий, а иногда и более крупный ремонт автомобиля прямо в процессе доставки. Еще более сложной становится работа водителя при перевозке грузов, требующих соблюдения спец условий (реф грузы, опасные грузы, негабаритные грузы).
Нет сомнений, что разработчики научат робота водить автомобиль даже по нашим российским не слишком ровным дорогам. Но в открытом доступе нет информации, как будет реализовано выполнение остальных функций водителя-дальнобойщика. Также, нет понимания в законодательном регулировании прав, обязанностей и ответственности робота-водителя, как нового участника дорожного движения. Очевидно, что законодательное регулирование в транспортной сфере выстроено под водителя-человека, и пока мало признаков адаптации законодательства под водителя-робота.
Более того, действия робота находятся под ответственностью человека, который управляет роботом, либо приобретет робота в собственность. Так, в результате дорожного происшествия в 2016 году погиб человек. По результатам исследования инцидента, была признано, что робот допустил ошибку при управлении автомобилем. Но, производитель робота-водителя заявил, что ответственность все равно остается на человеке, поскольку человек принимает решение – пользоваться роботом водителем или не пользоваться. Другими словами, робот-водитель не обеспечивает 100% безопасности. Но производитель сейчас не готов принять на себя ответственности за продажу потребителю изделия, пользоваться которым по назначению небезопасно,.
Кстати, о неготовности робота стать полноценным водителем говорит тот факт, что управление поездами метрополитена доверяют по-прежнему только человеку-водителю. А ведь сеть дорог метрополитена намного проще, чем автодорожная сеть.