Найти в Дзене

Как продлить профессиональное долголетие? Рассказывают врачи ВЛЭК

Оглавление
Несмотря на то, что представители любой авиационной профессии регулярно проходят врачебно-летную экспертную комиссию, они зачастую остаются в зоне риска определенных заболеваний.

1. Заболевания верхних дыхательных путей.

Прежде всего риск приобретения данных заболеваний обусловлен работой с людьми, которые могут быть носителями вредоносных вирусов и бактерий. Как правило, эти заболевания передаются от человека к человеку воздушно-капельным путем, поражая при этом слизистые оболочки гортани, носовой и ротовой полости.

Ситуация усугубляется тем, что во время полета приходится находиться с больным человеком в длительном контакте в непроветриваемом помещении с низкой влажностью воздуха. Слабый иммунитет, регулярные перегрузки, нервное напряжение, несоблюдение режима дня и питания дополняют неутешительную картину.

Врач-оториноларинголог ВЛЭК Медицинского центра «Авиа ПАРТ» Сычев Сергей Сергеевич рекомендует пилотам и бортпроводникам банальные, но самые действенные методы самозащиты от вирусов – по возможности высыпаться, обязательно ввести в свой ежедневный рацион фрукты и овощи, не забывать про регулярные физические упражнения.

В период эпидемий не стоит пренебрегать медикаментозными средствами, препятствующими попаданию вирусов в организм. При авитаминозе необходимо проходить курс поливитаминов для восполнения запаса необходимых витаминов, микро – и макроэлементов.

Кроме этого, необходимо придерживаться элементарных правил личной гигиены – вовремя мыть руки, промывать носовую полость аптечной формой морской воды после контакта с больным человеком или нахождения в людном месте.

Специалист обращает внимание на то, что любые медицинские препараты должны назначаться индивидуально лечащим врачом даже с целью профилактики.

2. Инфекционные заболевания

Инфекционными называют те заболевания, которые так или иначе имеют бактериальную или вирусную этиологию. Данные заболевания преимущественно передаются от человека к человеку

К сожалению, организм человека очень подвержен различным инфекциям. Прежде всего это касается авиационного персонала, который регулярно бывает в странах с тропическим климатом.

Специалисты Медицинского центра «Авиа Парт» рекомендуют не пренебрегать гигиеной, минимизировать количество прикосновений руками к слизистым, не делиться предметами личной гигиены. Кроме этого необходимо вовремя делать прививки, особенно перед визитом в экзотические страны, правильно хранить и готовить пищу.

-2

3. Сильные психологические стрессы, усталость

Одним из наиболее значимых факторов, снижающим качество деятельности авиационных специалистов, является психоэмоциональный стресс, который представляет собой системную реакцию организма с напряжением регуляторных систем (центральной нервной системы, эндокринной системы) и с характерной динамикой физиологических функций (стадия тревоги, стадия резистентности, стадия восстановления или истощения - в зависимости от силы и длительности патогенного действия).

Среди факторов, вызывающих стресс, выделяют эмоциональные (вызывающие неприятные или болевые ощущения, стрессоры неожиданности), психические (стрессоры неудачи, стрессоры, вызывающие чувство страха, эмоционально окрашенные факторы, например проигрывание в уме сложной или опасной ситуации), операциональные (стрессоры темпа и скорости, сложность решаемой задачи), информационные (в ситуациях информационных перегрузок, острого дефицита времени при решении задач с высокой степенью неопределенности).

Когда адаптационные ресурсы человека по преодолению стресса превышены, возникает синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – это реакция организма на продолжительное воздействие профессиональных стрессов; это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворенностью исполнением работы с дезорганизацией профессиональной деятельности.

Вероятность развития психоэмоционального стресса и СЭВ тесно связана как с характеристиками стрессора, продолжительностью его действия, так и с индивидуальными особенностями личности (неспецифической резистентностью и реактивностью организма, уровнем профпригодности к работе в стрессовых условиях, профессиональной подготовленностью и др.).

-3

Психолог ВЛЭК Медицинского центра «Авиа ПАРТ» Черненко Наталья Николаевна рекомендует для профилактики негативных последствий психоэмоционального стресса, в том числе синдрома эмоционального выгорания, не только соблюдать оптимальные условия деятельности, но и совершенствовать личностные и профессиональные качества (обучение, тренировка), в том числе с помощью методов психопрофилактики и психогигиены.

Программа профилактики СЭВ должна включать в себя:

1. Формирование здорового жизненного стиля, стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих СЭВ, обучение методам и техникам саморегуляции,

2. Информирование о действиях стрессогенных факторов и последствиях стресса, причинах и формах заболеваний, связанных с СЭВ, о связи СЭВ с особенностями личности,

3. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения: формирование позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать их, умения осознавать и анализировать собственное состояние, управлять собой, умения принимать и оказывать психологическую поддержку окружающим, развитие стратегий и навыков поведения, препятствующих развитию СЭВ.

В настоящее время используется ряд методов психопрофилактики и психогигиены в форме индивидуальной и групповой работы. Из индивидуальных методов рекомендуются методы, оказывающие воздействие на некоторые физиологические и, тем самым, на психические функции (специальные физические упражнения, приемы внутреннего снятия напряжения, управление мышечным тонусом, дыхательные упражнения, воздействие на биологически активные точки и др.), а также аутогенная тренировка в сочетании с дыхательной гимнастикой и специальными физическими упражнениями.

Для профилактики психоэмоционального стресса и СЭВ выделяют несколько видов групповой работы, а именно: тренинг стрессоустойчивости, тренинг совладания с отрицательными эмоциями, коммуникативный тренинг, тренинг антикризисных вмешательств в отношении агрессивных действий с техниками деэскалации агрессивного поведения, психологический дебрифинг, участие в балинтовских группах.

Для улучшения эффективности профилактики психоэмоционального стресса и СЭВ необходима организованная система посттренингового сопровождения, обеспечивающая применение знаний и навыков, полученных участниками на тренинге, в ходе повседневной профессиональной деятельности.

3. Физиологические нагрузки

Очень часто у пилотов и бортпроводников наблюдается сбой биоритмов, что связано с длительными перелетами, частой сменой часовых поясов. Профилактикой этого является адекватный сон и витаминизированная пища.

Бортпроводники очень подвержены варикозному расширению вен из-за пребывания на ногах в течение длительного времени. Летчики, в свою очередь, составляют группу риска остеохондроза, ревматизма и радикулопатии. Из-за сидячего образа жизни постоянно отекают конечности и нарушается кровообращение. Возрастают риски развития воспаления простаты и геморроя. Для предотвращения негативных последствий необходимо совершать легкую физическую разминку и часто менять положение тела.

-4

Врач-хирург ВЛЭК Медицинского центра «Авиа Парт» Сайфуллин Пётр Александрович настоятельно рекомендует при обнаружении симптомов тех или иных заболеваний незамедлительно обращаться к специалисту авиационной и космической медицины или к профильному специалисту по месту жительства для выявления заболевания на ранней стадии и успешного лечения.

4. Заболевания глаз

Врач-офтальмолог ВЛЭК Медицинского центра «Авиа ПАРТ» Друганова Наталия Станиславовна выделяет ряд наиболее важных факторов, составляющих зрительное утомление: губительное влияние ультрафиолетового света, компьютеры, работа в условиях ночного видения и прочие. Летная работа предъявляет особые требования к органу зрения, ведь на зрительное восприятие влияет и гипоксия, и недосыпание, утомление и прочие неблагоприятные факторы. В связи с этим, персоналу необходимо выполнять рекомендации врача-офтальмолога.

-5

1. Гигиена зрения, то есть чередование зрительной нагрузки с гимнастикой для глаз, которую надо выполнять через каждые 1,5 – 2 часа работы. Упражнения занимают не более 5 – 7 минут, но за это время восстанавливается кровообращение мелких мышц глаза, способность к фокусировке и аккомодации.

2. Следующий момент, который неизбежно приводит к ухудшению качества зрения, это работа в условиях ночного полета. В это время расходуется в больших объемах зрительный пигмент лютеин (от латинского luteus - желтый), который питает палочко-колбочковый аппарат сетчатки. Содержится он в некоторых продуктах желтого цвета, но, чтобы восполнить необходимое его количество, человек просто не может съесть 2 -3 кг в день того или иного продукта, в связи с этим специалистам прописываются лютеиносодержащие препараты.

3. Компьютеры – у них 2 вредных фактора – синий цвет и свободные радикалы, образующиеся в поле «экран – глаз человека». И здесь на помощь придут нелекарственные формы препаратов, в составе которых есть витамины Омега-3, зеаксантин и антоцианы.

Материал подготовлен специалистами Медицинского центра "Авиа ПАРТ" (г. Нижний Новгород)

Задайте вопрос специалистам авиационной медицины и ВЛЭК в группе ВКонтакте.

Еще интересные темы тут:

Зрительные иллюзии
Как улучшить качество сна?
Чем болеют представители авиационных профессий и как это предотвратить?

Еще больше статей...