Найти тему

Зрительные иллюзии

Самой распространенной причиной всех авиационных происшествий является человеческий фактор. Среди них 15% составляют зрительные иллюзии, возникающие у летчиков. Около 90% таких происшествий заканчиваются фатально как «пилотируемый полет технически исправного воздушного судна до столкновения с землей».

Как известно, пилотирование осуществляется 2 видами:

- По правилам визуального полета (ПВП, когда пилот сохраняет непосредственный контакт с наземным ориентирами или видит линию горизонта.

- Пилотирование по правилам полетов по приборам (ППП).

Последний тип применяется довольно часто: в туман, облачность, ночное время. Именно при нем наблюдается возникновение визуальных иллюзий.

Думаю, что летчикам лучше меня известно, что иллюзия – это явление неправильного, неточного отражения объективных свойств вещей. Иллюзии в полете по приборам возникает у подавляющего большинства летчиков, хоть и с различной частотой, в различной форме, степени выраженности и стойкости. По своей форме иллюзии бывают весьма разнообразны, но более часто возникают иллюзии кренов, вращения, пикирования и кабрирования.

«Иллюзия крена может достигать 75` и привести в иллюзии перевернутого полета»,-писал К. К. Платонов в «Психологии летного труда» за 1960 г.

Несмотря на совершенство человеческого организма, оптимальными условиями жизнедеятельности являются температура воздуха +20` С, перегрузка 1G и скорость, равная скорости пешехода. Отклонение от этих рамок требуют дополнительных усилий для адекватного восприятия человеком внешнего мира и соответствующей реакции на происходящие изменения. Известно, что при полетах два из названных параметров - скорость и ускорение превышают нормативы, а перегрузка может достигать предельных для человеческого организма значений.

Человек контролирует свое положение в пространстве с помощью органов чувств, главным из которых является зрение. Самым тесным образом с ориентировкой в пространстве связан вестибулярный аппарат. В помощь этим двум системам идут рецепторы мышц, сухожилий и суставов.

Виды зрительных иллюзий.

При полетах ночью и в области стратосферы, при отсутствии видимости естественного горизонта, когда пилотирование осуществляется по приборам, зрение утрачивает свою главенствующую роль и формируются зрительные иллюзии. Самыми распространенными формами и разновидностями зрительных иллюзий пилотов являются иллюзии, связанные с восприятиями земли и линии горизонта. Искаженное восприятие горизонта возникает в условиях ночного пилотирования над береговой линией, когда ее огни воспринимаются как горизонт, и пилотом принимается решение изменить угол тангажа.

Одна из иллюзий называется «узнавание солнца» - возникает при полете под верхними слоями облаков, через которые просвечивает солнце. Такой свет летчик может принять за верх и накреняет самолет новой вертикалью, забывая о том, что солнце находится всегда под каким-то углом к вертикали, исключая экваториальные области. К оптическим иллюзиям относят восприятие летчиком огней на земле за звезды или отражающее ночью в безоблачную погоду звездное небо в океане как настоящее небо.

«Очарование» -эта оптическая иллюзия возникает, когда летчик концентрирует внимание только на одном из приборов или объектов. Это случается при переутомлении или перенапряжении зрения. Иногда отражающиеся от облаков проблесковые маяки самолетов, тени от вращающихся лопастей вертолета, падающих на кабину, воспринимаются, как зрительные иллюзии.

Довольно часто зрительные иллюзии возникают при предпосадочном снижении при приближении к посадочной полосе, особенно ночью и в сложных метеоусловиях после пробивания нижней кромки облаков. Сконцентрированное внимание на посадочной полосе и недостаток периферических сигналов могут привести к иллюзии недостаточной скорости самолета на широкую полосу и слишком большой - на узкую.

Борьба с иллюзиями.

Основное направление профилактирования - выявление их у летного состава. И на первое место становятся тренировки вестибулярного аппарата на спецтренажерах на постоянной основе. Отсутствие тренировок в течение непродолжительного периода (около 3х недель) практически полностью возвращают вестибулярную систему в изначально нетренированное состояние. Все знают об опасном и продолжительном влиянии алкоголя на вестибулярный аппарат. Особенно опасно употребление алкоголя накануне полета, причем даже кружка пива ухудшает состояние вестибулярной системы на весь следующий день.

Следующее направление профилактики пространственной ориентировки – это создание хорошей эргономики кабины, исключающей необходимость делать большие и резкие движения головой.

Целесообразно применять очки ночного виденья, предназначенные для пилотирования в условиях низкой освещенности ночью. И, самое главное, – летный состав должен доверять приборам, правильно воспринимать их показания, использовать на самолете оборудование, помогающее восстановить потерю пространственной ориентировки. Ощущение «неправильности» приборов в полетах ППП на практике летчики устраняют посредством перевода внимания, например, повернувшись на дверь, а еще лучше открыть ее и посмотреть внутрь. Перенося внимание на панель приборов видно, что показания верны и никакого крена нет.

Материал подготовила Врач-офтальмолог врачебно-летной экспертной комиссии Медицинского центра "Авиа ПАРТ" (г. Нижний Новгород) Друганова Наталия Станиславовна

-2

Задайте вопрос врачу неврологу и другим специалистам авиационной медицины и ВЛЭК в группе ВКонтакте.

Еще интересные темы тут:

Как улучшить качество сна?
Чем болеют представители авиационных профессий и как это предотвратить?
Как пройти офтальмолога ВЛЭК?

Еще больше статей...