Перейдя 22 июня 1941 года государственную границу СССР, германская армия, союзные войска и многочисленные добровольцы, желавшие добить большевиков в их логове, стремительно продвигались на восток. Однако на плече Могилёв – Витебск бесперебойное обеспечение Восточного фронта живой силой и техникой страдало от регулярных поломок паровозов, проходивших через станцию Орша.
Следствием установлено
С ноября 1941-го по январь 1942-го из-за технических неисправностей локомотивов были задержаны до 200 эшелонов. И всякий раз поломка крылась в топке паровоза. Когда немцы поняли, что имеют дело с группой диверсантов, состоящей из профессиональных железнодорожников, был арестован ряд сотрудников депо. Их повесили, но поломки не прекратились.
Следователи гестапо во главе с штандартенфюрером СС Хорстом в феврале 1942 года выяснили, что всё вертится вокруг Орши, и докопались до причины, приводившей к срыву графика железнодорожных перевозок вермахта в период наступления осенью 1941 года. Хорст, отдав должное изобретательности противника, пришёл к выводу, что руководителем операции мог быть только специалист-профессионал, и вычислил, что этим профессионалом был начальник депо станции Орша Константин Заслонов. В результате, использование угольных мин в феврале пришлось прекратить, а самому Заслонову уйти в лес.
Почему его не арестовали сразу? Да потому что главному диверсанту немцы всецело доверяли. Осенью 1941-го большевики были деморализованы, десятками тысяч сдавались в плен и охотно шли на сотрудничество с оккупационными властями. Пошёл на сотрудничество и начальник депо станции Орша. Родом он был из Тверской губернии. В годы коллективизации его семья была раскулачена и сослана. Роста метр пятьдесят семь, здоровья слабого. По немецким понятиям, он просто обязан был ненавидеть всё советское. Но немцы знали только «оборотную сторону медали» Константина Заслонова.
Родился, учился, женился
Заслонов родился 25 декабря 1909 (07.01.1910 по новому стилю) года в Осташкове Тверской губернии, в 1924—1927 годах учился в Невельской трудовой школе, в 1930-м окончил Великолукскую железнодорожную профтехшколу и по комсомольскому призыву вместе с женой направлен на Дальний Восток. Тем временем отца, инвалида Первой мировой, имевшего в хозяйстве лошадь, жеребёнка и двух коров, «раскулачили» и с двумя дочерями и двумя сыновьями выслали в Хибиногорск (ныне – Кировск, Мурманская обл.). Константин был исключён из комсомола. В 1933-м у Заслоновых родилась дочь Муза, а в 1935-м его назначают помощником начальника паровозного депо Новосибирска. Здоровье супруги ухудшилось, и Константин отправил её вместе с дочерью в Витебск, откуда направила открытку, будто бы Заслонова вызывают на учёбу в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. И его отпустили «учиться». С 1937 года он — начальник паровозного депо станции Рославль, с 1939-го — станции Орша.
Как железнодорожник, да ещё на ответственной должности в военизированной системе НКПС, 31-летний Константин Сергеевич даже на случай войны не подлежал призыву в РККА. По долгу службы он занимался эвакуацией и покинул Оршу с последним эшелоном.
Технология протеста
Действия начальника депо станции Орша в боевой обстановке подняло его авторитет в глазах чиновников ведомства НКПС и лично наркома путей сообщения Лазаря Моисеевича Кагановича (1893—1991). В Москве он получил должность инспектора по приёмке вагонов в столичном Депо имени Ильича. Однако 21 августа 1941 года Константин передал наркому заявление, в котором вызвался отправиться с группой «паровозников» в тыл врага, к месту своей довоенной работы, чтобы со знанием дела организовать диверсионную деятельность.
Каганович дал ход заявлению Заслонова, и 4 сентября из прошедших спецподготовку у легендарного диверсанта, ветерана Испании, майора НКВД Артура Карловича Спрогиса (1904—1980) тридцати оршанских железнодорожников был сформирован отряд.
В руках «паровозников» оказалось «чудо-оружие», предрешившее успех. Изобретение было простым и гениальным. Мины делали из облепленных мокрой антрацитовой крошкой или покрашенных в чёрный цвет небольших кусков тротила неправильной формы, практически неотличимых от кусочков угля. Никаких детонаторов, корпусов, предохранителей. Мины могли храниться среди обычного угля под дождем, на морозе, выдерживая давление и удары. Ими минировали паровозные котлы во время работы, не прибегая к содействию машиниста. Взрывались они только в топке паровоза.
Тротил извлекали из боеприпасов, размягчали в тёплой воде, придавали ему форму угля, делали чёрного цвета и закидывали в тендеры стоящих и проходящих паровозов. Ничего не подозревающий кочегар с грудой угля кидал лопатой бомбу в топку. Во избежание обнаружения, их делали весом не более 100 граммов. Характер повреждений тоже был прекрасной маскировкой. Выходили из строя лишь дверцы топки и кипятильные трубки. Но для дальнейшей эксплуатации паровозу требовался ремонт.
Такое мог придумать только профессионал. Подпольная диверсионная группа «дяди Кости», хотя подпольщику было всего 33 года, своими минами, замаскированными под каменный уголь, за три месяца вывели из строя 93 паровоза.
Уйдя в лес, Константин Заслонов возглавил партизанский отряд, который провёл ряд успешных операций, уничтожив большое количество вражеских солдат и техники.
Тимофей
В мае 1942 года адъютантом Заслонова стал 19-летний подпольщик Тимофей Докутович, который работал в паровозном депо Орши помощником слесаря. Именно его группа выплавляла тол из бомб и снарядов, добытых у оккупантов. Проносила взрывчатку в депо в режиме жесточайшего контроля, рискуя своей жизнью и жизнью родственников, сестра Тимофея Вера в корзине с едой брату.
В январе 1942 года, во время налёта советской авиации, Тимофей заскочил в будку машиниста, стоящего под парами паровоза, и направил его к поворотному кругу, паровоз упал в котлован, поворотный круг вышел из строя и не был восстановлен немцами.
Немцы, подозревая Тимофея в связи с партизанами, арестовали его и предложили стать осведомителем. Он дал подписку о сотрудничестве, а придя в партизанский отряд, доложил Заслонову о случившемся. Весной 1942 года Тимофей с товарищами заминировал соединительные пути Орша-Восточная с блокпостом 533 километра. В результате взрыва под откос сошёл проходящий эшелон, из-под обломков извлекли около 500 вражеских солдат и офицеров, а соединительный путь на продолжительное время стал непригодным.
Погиб Тимофей 13 августа 1942 года, закрыв собой Заслонова.
Не выполнил приказ
В начале ноября 1942 года партизанам в районе Орши поступил приказ срочно выходить за линию фронта для включения в состав Красной Армии. «Дядя Костя» отдал распоряжение подчинённым выдвигаться по направлению к линии фронта, а сам со штабом и несколькими десятками партизан остался в деревне Куповать. Дело в том, что он получил информацию, что в 6-7 часов утра 14 ноября к его отряду собиралась примкнуть группа бывших солдат и офицеров РККА, ранее сдавшихся в плен немцам и вступивших в Русскую национальную народную армию (РННА). Однако подошедшие два батальона РННА, одетые в форму РККА, атаковали штаб партизанского отряда. В результате краткосрочного боя командир, штаб и оставшиеся партизаны отряда, погибли.
Наградная комиссия проверяла кандидатуру партизана очень тщательно и пришла к выводу, что гражданин Константин Сергеевич Заслонов действительно сыграл исключительную роль в начальной стадии войны как партизан-железнодорожник. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).