Найти тему
Самарская Газета

Самарские педагоги высказались об инициативе обязательного культурного просвещения детей

Российские министры — культуры Владимир Мединский и просвещения Ольга Васильева предложили включить в учебный план общеобразовательных школ новый норматив — культурный.

Дети в обязательном порядке должны будут посещать театры, кинозалы и музеи, а свои впечатления излагать в специальном дневнике. Пока эта идея находится в стадии проработки. По мнению самарских педагогов и представителей культурных учреждений, сама по себе инициатива неплохая. Но при условии решения ряда вопросов. Прежде всего финансового.

— Первый вопрос, который наверняка зададут родители: за чей счет? — комментирует учитель русского языка и литературы школы №65 Елена Остроухова. — Наша школа находится на Безымянке. И большинство живущих здесь семей весьма ограничены в средствах. Даже 200 рублей для многих ощутимая сумма. Поэтому, если государство возьмет на себя финансирование таких поездок, я с удовольствием буду ходить с детьми и в театры, и в музеи.

-2

Кроме того, чтобы оформить выезд ребят куда бы то ни было, необходимо собрать огромное количество справок и приказов. Педагоги опасаются, что, если культпоходы станут регулярными, они погрязнут в этом документировании. И выражают надежду, что процесс будет упрощен. Возможно, одним из решений станут выездные спектакли, которые можно посмотреть в домах культуры, расположенных в шаговой доступности от школ.

— В целом же идея интересная, — считает Остроухова. — Современных детей нужно вытаскивать из интернет-пространства. Думаю, ничего страшного в такой обязаловке нет. Во времена моего детства мы часто ходили в театры. Тогда это многим казалось неинтересным, а вот спустя годы воспоминания о том, что нам тогда удалось посмотреть, оказались весьма ценными.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №157 Наталья Плотникова отмечает, что идея введение культурных нормативов ставит целый ряд вопросов. Например, должны это быть коллективные культпоходы или в первую очередь подразумевается совместный досуг детей и родителей? Кроме того, не всем ребятам интересен театр. Может быть, для них возможна альтернатива? Например, экскурсии в технопарки? А каким образом будут проверяться зрительские дневники? Должен ли учитель делать замечания по поводу того, как ребенок описал свои впечатления, или у школьника будет полная свобода в изложении?

-3

Педагог-организатор театра юного зрителя «СамАрт» Ольга Шапиро рассказала, что в их учреждении на протяжении многих лет большое внимание уделяется работе с учителями. И эта деятельность всегда велась на добровольных началах. Педагогам рассказывают о новых постановках, учат их обсуждать спектакли с детьми, применяя разные методики.

— Всегда говорим учителям, что мы их помощники в образовательно-воспитательном процессе, — рассказывает Шапиро. — Не следует воспринимать эту деятельность как дополнительную нагрузку. Это скорее возможность более интересно организовать уроки. Можно, например, рассказать детям о войне, а можно показать наш спектакль «Василий Теркин». Надо видеть, с какими эмоциями его смотрят ребята. Вызвав таким способом интерес к теме, можно потом говорить с ними о войне, о произведении Твардовского — не формально, а на основе их впечатлений.

По словам Шапиро, идея введения культурного норматива очень своевременная.

— Сегодня в школьной программе очень мало предметов гуманитарного цикла, — отмечает она. — Мировую художественную культуру из программы убрали, количество уроков по литературе сократили. Введение нового норматива, возможно, в какой-то степени восполнит этот пробел.

Однако, по ее мнению, нельзя забывать и о том, что посещение очагов культуры сопряжено с дополнительными финансовыми нагрузками, которые лягут на плечи родителей. Театр не может давать спектакли бесплатно или снизить цены. У него есть госзадание, которое он должен выполнять. Может быть, власти найдут возможность давать театрам дотации? Как, например, это делает правительство Москвы. Там школьники могут посещать театры бесплатно.

-4