Давайте посмотрим на эволюцию торговли в родном отечестве после СССР. 28 лет как никак. Ребенок родился, переболел разным, окреп и стал совсем взрослым. За три десятка лет мы почти догнали запад в этом нехитром деле, отстав правда по всем остальным направлениям. Получили общество потребления, когда семья в выходной вместо кинотеатра или храма едет на весь день шопиться в ТЦ.
Но не будем трогать сложное, посмотрим, кто и как у нас продавал, продает и будет продавать товары массового спроса.
Итак, вниманию сражающихся предпринимателей !
Давайте оторвемся от процесса выживания и взглянем на смежные бизнесы. Зачастую ушедшие вперед по неумолимомо логичному пути развития.
И куда предпринимателю, пока не поздно, можно перепрыгнуть. Пока есть ресурсы, желание и не слишком велики товарные остатки.
Не надо ничего прогнозировать и придумывать – можно просто посмотреть, как оно там у них, в странах победившего шопинга. И понять, на каком мы этапе в каждой товарной группе и какой этап следующий. И чем всё успокоится.
С появлением у нас разных товаров в 90-е они продавались в комках, где было каждой твари по паре. Например, аудио-видео техника - компактная и дорогая, ее можно было привезти с собой беспошлинно и продать в разы дороже. Немногочисленные фирмы мелочевкой не занимались – они продавали тогда родину кусками, экспортируя редкоземы, цветные металлы и сырье. А обратно везли на продажу компьютеры и продавали их за безумные безналичные деньги предприятиям.
Рынок был пуст, большие игроки еще не пришли. На самых разных площадках возникали почти стихийные скопища лотков, контейнеров, прилавков и машин, с которых торговали. Яркий пример – известный рынок в Лужниках.
Почти стихийные – потому что их окормляли «силовые структуры» образца 90-х: воры, афганцы и т.д. Причем не просто собирали дань, а организовывали весь этот хаос в меру своего умения. Охраняли периметр рынка, пломбы на контейнерах с товаром, давали рекламу рынка, делали подъездные пути и заставляли по расписанию открываться-закрываться, чтоб клиент не приехал к закрытым точкам.
Появлялись стационарные «бутики» в удобно расположенных промзонах. Разгороженные склады и цеха умерших предприятий. 10 или 100 квадратов, надежная дверь, тусклый свет и маленькая теплая каморка с продавцом. Этого было достаточно, чтобы бизнес пошел.
Торговали так прежде всего товарами повседневного спроса. Так называемые FMCG – продукты, бытовая химия, хозтовары и т.п. Плюс все мелкое из других категорий – автозапчасти, например. В бутиках из этой категории продавали носильные вещи - одежду, обувь и т.п.
Товары длительного использования (durable goods) - бытовая и компьютерная техника, автомобили и т.п. – требовали нормальных площадей и условий показа.
Этап этот можно охарактеризовать так:
- с точки зрения клиента: бродим по рынку, ищем, совершаем много актов купли-продажи, нет понятия корзина товаров и одна касса.
- с точки зрения бизнеса: много мелких продавцов, ресурсы у них ограничены, поэтому бизнес-процессы не автоматизированы, информирование покупателя слабое, товары представлены («упакованы») плохо. Инфраструктура торговли примитивная. Накладные расходы на единицу товара высоки, следовательно, имеется большой резерв для снижения цены за счет укрупнения продавцов.
К чему рыное пришел сегодня? Посмотрим на примере стройматериалов.
Речь о товарах для строительства дома, ремонта квартиры и их наполнения. Международное название – рынок DIY (Do It Yourself, рынок самодельничания).
Покупатели – частники и предприниматели в области строительства и ремонта. Не застройщики, возводящие многоквартирные дома или коттеджные поселки.
Процессы в этой группе наиболее наглядны, структура торговли сегодня уже почти приобрела окончательный вид.
В 1997г мы изучали рынок стройматериалов в Германии. Все было просто – везде, даже в небольших городах, на въезде-выезде, среди торгового комплекса - большие строительные супермаркеты BAUHAUS.
А вот как выглядит ситуация в 2018г в одном из российских мегаполисов. Справа – существовавший лет 10 рынок товаров для строительства и для дома на окраине города. Вполне себе цивильные-павильончики со стройматериалами и прочим. От кирпича, цемента и досок под навесами на улице до павильонов с хрустальными люстрами.
Ну а слева на карте только что открывшийся, большой и страшный Леруа. Это второй в городе магазин. С другой стороны города уже давно работает первый. Главная проблема там – невозможно найти место для парковки (!) и очереди на въезд-выезд. Одним словом, мечта любого ТЦ, недооценившего спрос горожан. На фото новый магазин перед открытием, парковка больше, и сейчас тоже заполнена.
Судьба павильонов очевидна и незавидна. Вдруг кто не был в Леруа – там есть всё, один сайт с каталогом товаров, одна корзина (в интернет-магазине или в гипермаркете) и одна касса. Точнее две, одна в зоне, куда можно заехать на а/м за крупногабаритным товаром, а вторая – в зале. Бутикам не оставили ни одной лазейки, чтобы выжить. Цемент и кирпич в Леруа тоже продают.
На сегодняшний день структура торговли СМ в мегаполисе выглядит так:
- гипермаркеты типа Леруа (всего 5 брендов, 8 магазинов) Площади 10-20 000кв м, 20-30000 товаров
- «магазины у дома» площадью до 500 кв м Порядка 20 магазинов
- рынки с павильонами, про которые мы уже писали. Вот еще один:
- специализированные фирмы, продающие одну группу товаров.
Например, торговля пробковыми покрытиями для пола и стен или ПВХ сайдингом для наружной отделки.
Можно предположить, что из 4-х имеющихся форматов рано или поздно останется два. Гипермаркеты DIY и специализированные фирмы.
А где купить лампочку или кисточку, спросите вы? В условиях, когда магазины хозтоваров исчезают, а выживаемость магазинов DIY у дома срмнительна?
Видимо, бытовую мелочевку вам будут продавать сети Пятерочка и Магнит.