История кораблестроения уходит корнями в далёкое прошлое. Каких только плавсредств не придумало человечество, столкнувшись с проблемой пересечения водных пространств как в мирных, так и в военных целях! Реки и моря бороздили и бороздят плоты и судёнышки из тростника, корабли из дерева, стали и даже из бетона!
Все строительные материалы, доступные людям, с тем или иным успехом использовались при постройке морских судов. Однажды вполне серьёзно рассматривался проект… ледяного корабля!
Дело было во 2-ю мировую войну в Великобритании. Немецкие «волчьи стаи» обложили островное государство, сильно затруднив доставку морем металла, продовольствия, боеприпасов, полезных ископаемых – всего того, что необходимо для войны и поддержания «на плаву» экономики воюющей страны. Огромная потеря тоннажа транспортных судов требовала усиления охраны морских конвоев, а для этих целей в числе прочих военных кораблей хорошо подходили плавучие аэродромы- авианосцы. Однако недостаток и дороговизна металла в военное время очень тормозили строительство этого класса кораблей. Именно тогда и родилась фантастическая идея строить авианосные корабли изо льда. Проект получил название «Аввакум».
Неординарная мысль строительства ледяного корабля пришла в голову сотруднику английского морского штаба учёному Джеффри Пайку.
Конечно же, лёд в чистом виде для этой цели не годился: слишком быстро происходили бы необратимые изменения с ледяным кораблём под воздействием солнца и подводных течений! Кроме того, такой корабль точно так же, как айсберги, слишком глубоко сидел бы в воде. Маневренные характеристики такого неповоротливого монстра были бы уж слишком неприемлемы в военном деле, а в условиях шторма огромные волны попросту перекатывались бы через палубу такого авианосца, разрушая надстройки, смывая в воду технику и размывая взлётно-посадочные полосы.
Проект «Аввакум», ещё не начавшись, уже готов был прекратить своё существование, но Джефри Пайк вышел с предложением использовать лёд вперемешку с опилками, что, по его мнению, изменяло свойства льда как строительного материала в лучшую сторону. Сказано – сделано: к 85% воды добавили 15% древесных опилок с целлюлозой и всё это заморозили. Результаты обнадёжили: прочность полученного материала под названием «пайкерит» (по имени изобретателя) давала возможность использовать его в строительстве толстостенных корпусов кораблей, внутри которых проходили бы трубы охладительных установок.
В качестве энергетических установок должны были использоваться специальные отсеки-гондолы с двигателями и гребными винтами, которые вмораживались в корпус по бортам и в кормовой его части. При планируемой длине ледяного авианосца в 1200 и ширине около 200 метров трудно было ожидать хороших маневренных характеристик, но их высокие значения и не требовались: монстроподобный корабль при скорости 7 узлов, по замыслу проектировщика, с лёгкостью мог бы выдерживать попадания торпед и бомб. Такие выводы были сделаны после анализа бомбардировок и торпедирования айсбергов, не причинявшие ледяным островам какого бы то ни было значимого ущерба. Размещение нескольких таких тихоходных ледяных аэродромов в ключевых точках на пути морских конвоев обеспечивало бы надёжное воздушное прикрытие морских перевозок. Экипаж в зависимости от авиакрыла должен был составлять от 3,5 до 4 тыс. человек.
Огромное количество самолётов различных типов на ледяном авианосце, вплоть до бомбардировщиков и транспортных машин, могло обеспечить господство в воздухе на огромных морских пространствах. Постоянное барражирование истребителей, летающих лодок и бомбардировщиков с авианосцев над районами действия немецких субмарин сделало бы невозможным безнаказанное их всплытие для подзарядки аккумуляторных батарей и пополнения запасов от «дойных коров» - подводных лодок снабжения.
Для натурного испытания возможностей пайкерита в середине лета 1944 году на одном из озёр Канады был изготовлен макет корпуса авианосца.
При длине 15 метров и ширине 9 метров он весил больше 1100 тонн. Холодный воздух от холодильных установок прогонялся по трубам в корпусе. Для уменьшения влияния солнечного тепла построили обычную двускатную крышу. Получился этакий "плавучий дом".
Испытания прошли успешно, материал корпуса был признан пригодным для строительства корабля. Но…
Но потребность в таком корабле попросту отпала. Время безграничного господства в море немецкого подводного флота закончилось, конец войны был уже не за горами. Ледяной авианосец стал не нужен. Огромные деньги, вложенные в строительство, в буквальном смысле слова растаяли бы в морской воде без всякой пользы и отдачи. В итоге было принято решение проект окончательно «положить под сукно», а все исследовательские работы с «плавающим домом» прекратить.
Кстати, брошенный на волю волн, солнца и течений ледяной макет авианосца на канадском озере таял долгих три года. И это без использования холодильных установок, поддерживающих его состояние! Похоже, что при определённых обстоятельствах ледяной авианосец вполне мог бы стать осуществимым проектом!
Авантюрные идеи по созданию фантастических образцов вооружения были присущи и немецким изобретателям. Чего только стоит проект огромного танка «Крыса» (Ratte), разработка которого была начата гитлеровскими учёными в конце войны!
Но это уже другая история...