Найти в Дзене
Ретроспектива PRO

Ледяной авианосец.

История кораблестроения уходит корнями в далёкое прошлое. Каких только плавсредств не придумало человечество, столкнувшись с проблемой пересечения водных пространств как в мирных, так и в военных целях! Реки и моря бороздили и бороздят плоты и судёнышки из тростника, корабли из дерева, стали и даже из бетона!

Все строительные материалы, доступные людям, с тем или иным успехом использовались при постройке морских судов. Однажды вполне серьёзно рассматривался проект… ледяного корабля!

Дело было во 2-ю мировую войну в Великобритании. Немецкие «волчьи стаи» обложили островное государство, сильно затруднив доставку морем металла, продовольствия, боеприпасов, полезных ископаемых – всего того, что необходимо для войны и поддержания «на плаву» экономики воюющей страны. Огромная потеря тоннажа транспортных судов требовала усиления охраны морских конвоев, а для этих целей в числе прочих военных кораблей хорошо подходили плавучие аэродромы- авианосцы. Однако недостаток и дороговизна металла в военное время очень тормозили строительство этого класса кораблей. Именно тогда и родилась фантастическая идея строить авианосные корабли изо льда. Проект получил название «Аввакум».

Проект "Аввакум"
Проект "Аввакум"

Неординарная мысль строительства ледяного корабля пришла в голову сотруднику английского морского штаба учёному Джеффри Пайку.

Джеффри Пайк
Джеффри Пайк

Конечно же, лёд в чистом виде для этой цели не годился: слишком быстро происходили бы необратимые изменения с ледяным кораблём под воздействием солнца и подводных течений! Кроме того, такой корабль точно так же, как айсберги, слишком глубоко сидел бы в воде. Маневренные характеристики такого неповоротливого монстра были бы уж слишком неприемлемы в военном деле, а в условиях шторма огромные волны попросту перекатывались бы через палубу такого авианосца, разрушая надстройки, смывая в воду технику и размывая взлётно-посадочные полосы.

Айсберг
Айсберг

Проект «Аввакум», ещё не начавшись, уже готов был прекратить своё существование, но Джефри Пайк вышел с предложением использовать лёд вперемешку с опилками, что, по его мнению, изменяло свойства льда как строительного материала в лучшую сторону. Сказано – сделано: к 85% воды добавили 15% древесных опилок с целлюлозой и всё это заморозили. Результаты обнадёжили: прочность полученного материала под названием «пайкерит» (по имени изобретателя) давала возможность использовать его в строительстве толстостенных корпусов кораблей, внутри которых проходили бы трубы охладительных установок.

-5

В качестве энергетических установок должны были использоваться специальные отсеки-гондолы с двигателями и гребными винтами, которые вмораживались в корпус по бортам и в кормовой его части. При планируемой длине ледяного авианосца в 1200 и ширине около 200 метров трудно было ожидать хороших маневренных характеристик, но их высокие значения и не требовались: монстроподобный корабль при скорости 7 узлов, по замыслу проектировщика, с лёгкостью мог бы выдерживать попадания торпед и бомб. Такие выводы были сделаны после анализа бомбардировок и торпедирования айсбергов, не причинявшие ледяным островам какого бы то ни было значимого ущерба. Размещение нескольких таких тихоходных ледяных аэродромов в ключевых точках на пути морских конвоев обеспечивало бы надёжное воздушное прикрытие морских перевозок. Экипаж в зависимости от авиакрыла должен был составлять от 3,5 до 4 тыс. человек.

Так представлялись ледяные авианосцы
Так представлялись ледяные авианосцы

Огромное количество самолётов различных типов на ледяном авианосце, вплоть до бомбардировщиков и транспортных машин, могло обеспечить господство в воздухе на огромных морских пространствах. Постоянное барражирование истребителей, летающих лодок и бомбардировщиков с авианосцев над районами действия немецких субмарин сделало бы невозможным безнаказанное их всплытие для подзарядки аккумуляторных батарей и пополнения запасов от «дойных коров» - подводных лодок снабжения.

Немецкие подводные лодки
Немецкие подводные лодки

Для натурного испытания возможностей пайкерита в середине лета 1944 году на одном из озёр Канады был изготовлен макет корпуса авианосца.

Строительство макета проекта "Аввакум"
Строительство макета проекта "Аввакум"

При длине 15 метров и ширине 9 метров он весил больше 1100 тонн. Холодный воздух от холодильных установок прогонялся по трубам в корпусе. Для уменьшения влияния солнечного тепла построили обычную двускатную крышу. Получился этакий "плавучий дом".

Плавучий дом. Макет проекта "Аввакум".
Плавучий дом. Макет проекта "Аввакум".

Испытания прошли успешно, материал корпуса был признан пригодным для строительства корабля. Но…

Но потребность в таком корабле попросту отпала. Время безграничного господства в море немецкого подводного флота закончилось, конец войны был уже не за горами. Ледяной авианосец стал не нужен. Огромные деньги, вложенные в строительство, в буквальном смысле слова растаяли бы в морской воде без всякой пользы и отдачи. В итоге было принято решение проект окончательно «положить под сукно», а все исследовательские работы с «плавающим домом» прекратить.

Кстати, брошенный на волю волн, солнца и течений ледяной макет авианосца на канадском озере таял долгих три года. И это без использования холодильных установок, поддерживающих его состояние! Похоже, что при определённых обстоятельствах ледяной авианосец вполне мог бы стать осуществимым проектом!

Авантюрные идеи по созданию фантастических образцов вооружения были присущи и немецким изобретателям. Чего только стоит проект огромного танка «Крыса» (Ratte), разработка которого была начата гитлеровскими учёными в конце войны!

Немецкий танк "Крыса", проект.
Немецкий танк "Крыса", проект.

Но это уже другая история...