Найти в Дзене
ЛжеТеатрал

Сергей Кемпо о своей книге "Мейер"

Сергей Кемпо актер театра им. Ермоловой рассказал мистическую историю о создании своей книги «Мейер», о том, каким это было приключением, вызовом и достижением. О мечтах, которые становятся реальностью. О потоке, который ведет нас и который мы не можем понять. Сергей, расскажите, пожалуйста, как пришла идея написать книгу? Я вообще не собирался ее писать и, честно говоря, до 20 лет вообще книг не читал, я занимался футболом, спортом и хоккеем. Про Мейерхольда все что я помнил, это все из ГИТИСа, где я учился. Там пять портретов у нас висят, Станиславский, Данченко, Таиров, Вахтангов и Мейерхольд. На тот момент я знал Станиславского и Данченко, остальные мужики какие-то. Это мистическая история, которая свалилась мне на голову, странная история. Я работал в театре им. Ермоловой второй год. Гулял по сцене вечером, мы репетировали спектакль и у нас есть сзади есть комнатка, где декорации сейчас хранятся. И вот я в нее зашел, я даже не включал свет, посветил телефоном, подумал, как интере

Сергей Кемпо актер театра им. Ермоловой рассказал мистическую историю о создании своей книги «Мейер», о том, каким это было приключением, вызовом и достижением. О мечтах, которые становятся реальностью. О потоке, который ведет нас и который мы не можем понять.

Сергей, расскажите, пожалуйста, как пришла идея написать книгу?

Я вообще не собирался ее писать и, честно говоря, до 20 лет вообще книг не читал, я занимался футболом, спортом и хоккеем. Про Мейерхольда все что я помнил, это все из ГИТИСа, где я учился. Там пять портретов у нас висят, Станиславский, Данченко, Таиров, Вахтангов и Мейерхольд. На тот момент я знал Станиславского и Данченко, остальные мужики какие-то. Это мистическая история, которая свалилась мне на голову, странная история.

Я работал в театре им. Ермоловой второй год. Гулял по сцене вечером, мы репетировали спектакль и у нас есть сзади есть комнатка, где декорации сейчас хранятся. И вот я в нее зашел, я даже не включал свет, посветил телефоном, подумал, как интересно тут всё. Я не могу сказать, что я видел кого-то, я подумал в тот момент о Мейерхольде. У меня было полное ощущение что что-то близкое сейчас рядом, связанное с ним.

У нас в театре работает монтировщик, который ходячая театральная Википедия, который знает о театре больше чем те, кто в нем работает. Спустя две недели мы собирали декорации вместе, разговор зашел о Мейерхольде. Я ему рассказал о своем ощущении, а он мне говорит, что вполне возможно я видел самого Всеволода Эмильевича. Потом он рассказал, что в этой комнате был его кабинет, а на следующий день принес мне книгу, где написано, что это и в правду был его кабинет.

После этого я стал часто думать о Мейерхольде и задавался вопросом почему я обо всем этом узнал. И вот 15 октября, я пришел домой с мыслью о Мейерхольде и с полным осознанием, что это все имеет смысл. С утра я проснулся с ощущением, что я написал книгу. Заглянул в телефон, а у меня там 22 пункта, то есть я действительно ночью писал. У меня был готов план книги, это было очень странно. Я смотрел на этот план, я не мог его написать. То есть это я сделал, но кто-то вложил это мне в голову. Я не говорю, что я особенный, наверное, просто так должно было быть. Я понял, что не написать книгу я не могу. И началась следующая стадия – самая интересная, набор материала и изучение того как писать книги. Я стал этим заниматься, учиться.

Как все отреагировали на эту мистическую историю?

Я никому не говорил. Я это держал в секрете три года.

Книга писалась три года?

Она писалась два года, один год я набирал материал. Я понимал, что меня распнут, если я про Мейерхольда скажу не то. Я должен держать удар и сейчас, я думаю, что я смогу его держать.

Смешной случай был, я пришел в дом-музей Мейерхольда и встретил там одну женщину. Было видно, что она очень образованная, очень умная. У меня был вопрос по поводу матери Мейерхольда. Она начала меня расспрашивать кто я такой и зачем мне эта информация. Я рассказал, что написал книгу о Мейерхольде, она так возмутилась, но стала дальше меня расспрашивать. В конце разговора она попросила принести книгу, честно сказала, что распнет меня за нее, но продавать будет.

Вы готовы к критике? Ведь писать о таких больших фигурах в театре могут лишь знатоки?

Я готов. Я ничего не говорю нового, все основано на событиях, которые с ним происходили. Мне бы хотелось, чтобы люди узнали про этого человека.

То есть эта история о жизни Мейерхольда?

Мейерхольд – не главный герой, главный герой - это обычный монтировщик нашего театра, реальный человек. Книга как записки монтировщика, как дневник.

А как монтировщик отреагировал на то, что он главный герой?

Мне кажется прекрасно. Он прочитал книгу. Он человек с юмором. Я ходил его и доканывал с вопросами, он долго не понимал, что мне от него надо. После того как он прочитал книгу, он попросил меня сделать поправки. У меня герою было 65 лет, а ему 55, он сказал, что ему неприятно что я его состарил, еще попросил изменить его фамилию. В конце он пошутил, что экземпляр у него остался, он его потом продаст. Ему понравилась книга.

То есть это реальная история вашего театра, в которую вписана история Мейерхольда?

Да, мистическое смешано с реальностью. Монтировщик встречается с Мейерхольдом в его кабинете у нас в театре. Мистическое, потому что смерть Мейерхольда загадочная, тело его так и не найдено.

Книга немного квест по театру им. Ермоловой, у читателя есть возможность узнать про театр то, что он никогда не мог узнать. Жизнь театра изнутри.

Как театр им. Ермоловой отреагировал на то, что вы о нем пишете, раскрываете секреты?

Я, если честно, не знаю, как театр отнесется к книге. Они знают о книге. Кто-то относится скептически, молодой актер пишет книгу о Мейерхольде, ну что он там понаписал. Я готов к этому.

Если это история почти реальная присутствуете ли вы в ней, как персонаж?

Один монтировщик взрослый – наставник. Тема ученика и учителя. А второй молодой, мой прототип. Профессия монтировщик никому не интересна, как будто ее нет, а между тем от нее зависит многое. Без них не было бы спектакля. Молодой монтировщик к тому же неудавшийся футболист.

Кем для вас стала фигура Мейерхольда?

Мейерхольд - это возможность прикоснуться к истокам, чтобы историю не забывать. Для меня это, как актеру, ключ ко всему. Сейчас настолько все обезличивается и становится неважным, это проявляется в отношениях между людьми, в работе, в кино, в сериалах. Все настолько примитивно. Я не хочу свое сознание засорять примитивным. Для меня это такой способ помочь людям испытать другие эмоции, более глубокие. Я бы очень хотел, чтобы люди равнодушными не остались.

То есть для вас это метафора, фигура Мейерхольда?

Да, это метафора. Мало кто знает, что Мейерхольд работал в нашем театре. На месте Мейерхольда мог бы быть кто-то другой. Это грубо говоря, разговор с самим собой. В каждом из нас сидит Мейерхольд. Это совесть, правда.

Мне всегда была интересно, что если он сейчас оказался в театре, при текущих возможностях, при том, что сейчас творится, что он сейчас сделал бы. В какой-то степени в книги есть это.

Вам понравилось писать, это ведь сильно отличается от вашей работы актера?

Я каждый день думал, что я какой-то чушью занимаюсь. Спрашивал себя, для кого я это делаю. Нужно было каждый день сидеть, писать, один день не посидел и все. Я ходил на курсы, учился, но, при всем при этом, каждый день - это борьба. Борьба с мыслью что это никому не нужно, что это ерунда какая-то. Потом я нашел смысл - что это для меня нужно. Какая-то сила меня вела.

Моя жизнь разделилась на «до» Мейерхольда и «после». Случились внутренние изменения, возможно, потому что я для себя что-то новое понял. Я открыл для себя дело, которое приносит мне радость, порой эта радостью глубже и ярче чем театр.

Что было самое интересное в создании книги?

Самое интересное было, что каждый шаг — это открытие. Ты постоянно открываешь для себя что-то, вот что потрясающе.

Это одно из моих дел, которое сейчас меня больше заполняет. Это позволило мне стать более независимым, я перестал многого бояться, вот отнимут у меня театр - я встану и пойду дальше. Мне нравится ошибаться. Если не ошибаться и все делать правильно, то ничему не научишься. Я учусь на своих ошибках и на ошибках других. Я вижу, как люди безумно талантливые, к сожалению, упускают свой талант.

Интересно было решать, как донести до читателя историю, чтобы это не было заумным. У меня младший брат, я проверял текст с помощью него. Я ему давал читать, он комментировал, я сводил к простому языку, чтобы было интересно и понятно. К тому же меня очень волновала тема несостоявшихся спортсменов, несостоявшихся людей. Я знаю, что это такое. Это страшная тоска, в книге есть ответы на это. Порой люди не знают, чего они хотят, не знают, что им нравится. Я сам таким же был.

Расскажите происходили еще какие-то мистические истории, связанные с книгой?

Да, много было странных моментов. Например, мне нужно было придумать поворот в сюжете, мы пошли с другом в дом-музей Мейерхольда. Мы ходили по музею и тут друг, он режиссер, в кабинете Мейерхольда привязался к портфелю, который там был. Ему говорят, что портфель очень ветхий, лучше его не трогать. А у него как бзик какой-то, хочет заглянуть в него и всё. Он его приоткрыл, достал два учебника, которые держали портфель, там подкладка, он отодвигает ее и там написано от руки «Подарок Есенина». Работница музея не знала про это, у нее был шок, у меня тоже был шок.

Не страшно было сталкиваться с такими необъяснимыми поворотами в жизни?

Ты понимаешь, что ты пишешь ерунду, но ты получаешь такое удовольствие. Ты не знаешь, что будет дальше, будто бы есть невидимая сила и она помогает. Я бы никогда сам не издал бы книгу. У меня мандраж от того, что будет дальше. Я хочу, чтобы люди узнали о книге, чтобы они ее прочитали, а дальше как судьба сложится.

У меня как будто две жизни, одна действительная, а другая мечтательная. В этой книге моя мечтательная жизнь слилась с действительной. Я хочу, чтобы книга попала к людям, сделала их чуть добрее.