Найти в Дзене
Журнал «Амбиверт»

Как преподаватель права учит своих студентов разрушать демократию

Все знают, что демократия — это одна из самых главных ценностей для американцев. Им кажется, что демократическая система прочно укоренена в их обществе и ничто не может этого изменить. Озан Варол, профессор права в колледже Льюиса и Кларка, решил продемонстрировать своим студентам иллюзорность этой уверенности с помощью необычного упражнения.

Озан Варол
Озан Варол

На своих уроках по авторитарным режимам Озан Варол читал лекции и рассказывал о том, как современные авторитарные лидеры отказались от откровенно репрессивной тактики своих предшественников. Сегодняшние диктаторы часто приходят к власти демократическим путем, а затем разрушают демократию с помощью, казалось бы, вполне законных средств. Они создали новую систему, которая заимствует атрибуты демократии без ее функциональности.

И хотя Озан предупреждал своих студентов, что ни одна страна в мире не застрахована от угрозы авторитаризма, к его словам не особенно прислушивались. Его ученики полагали, что авторитарные трансформации происходят только в отсталых и отдаленных регионах, в странах с высоким уровнем коррупции и некомпетентности.

Поэтому он решил пойти напролом.

Озан выбросил свои лекционные заметки и попросил своих учеников сделать то, чего они никогда раньше не делали: сыграть роль целеустремленного диктатора и придумать способы уничтожения демократии в Соединенных Штатах. Студенты изучали модели поведения современных авторитарных правительств и адаптировали ее к Америке. Затем они поменялись ролями и разработали меры по защите демократии от самых серьезных угроз.

На создание этого упражнения Озана вдохновил пример генерального директора Merck Кеннета Фрейзера. Как и большинство руководителей, Фрейзер хотел продвигать инновации в своей компании. Но в отличие от большинства коллег, которые просто просят своих сотрудников «внедрять инновации», Фрейзер пошел другим путем. Он попросил их генерировать идеи, чтобы уничтожить Merck и выяснить, как вывести компанию из бизнеса. Затем сотрудники закончили игру и разработали стратегии для предотвращения этих проблем.

Когда американцы абстрактно говорят о защите американской демократии, неотложность этого дела остается неясной. В конце концов, демократическая система в Соединенных Штатах продемонстрировала огромную сопротивляемость. Хотя они могут скорбеть о влиянии лоббистов, русском вмешательстве и других проблемах, американцы всерьез не думают, что у них в стране может произойти смена режима.

Но когда мы ставим себя на место диктатора и на самом деле разрабатываем стратегии по уничтожению демократии, раскрываются слабые стороны системы. Участники упражнений ищут тонкие способы, с помощью которых может произойти демократическая эрозия. Только когда мы осознаем хрупкость системы, мы признаем необходимость ее защиты.

Попросив участников сменить перспективу и играть активную роль в качестве антагониста, упражнение требует от них радикального переосмысления их подхода, выработки оригинальных идей, которые выходят за рамки простых банальностей. Одно дело сказать «давайте думать за пределами ситуации». Другое дело — выйти на улицу и изучить систему с точки зрения кого-то, кто хочет ее уничтожить.

-3

Для многих учеников «убийство американской демократии» было трудным, но выполнимым.

Например, учащиеся выяснили способы калечить СМИ и создания культуру самоцензуры. Всего шесть компаний владеют 90% СМИ в Соединенных Штатах. Если правительство сможет подчинить эти шесть компаний своей воле, оно также будет контролировать 90% информации, которую потребляет американская общественность. В России это давно произошло, поскольку у нас государство контролирует Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную компанию (ВГТРК), куда входят пять национальных телеканалов, более 80 региональных и пять национальных радиостанций. Помимо этого, государству принадлежат один из трех самых популярных телеканалов России — «Первый канал», две национальные газеты — «Российская газета» и «Парламентская газета», медиахолдинг «Россия сегодня», объединивший в конце 2013 года агентство «РИА Новости» и радиовещательную компанию «Голос России», а также агентство ИТАР-ТАСС и новостной сайт smi.ru. Из госисточников финансируется частично международный телеканал «Мир», а также недавно созданное «Общественное телевидение России». Международный канал Russia Today, финансируемый правительством России, ведет вещание на английском, испанском и арабском языках. 

Студенты Озана применили подход с кнутом и пряником, чтобы заставить эти медиа-компании подчиняться: они вознаграждали дружественные медиакомпании и наказывали нелояльных с помощью налоговых проверок и строительных инспекций, которые казались законными на поверхности. Когда эти стратегии не сработали, студенты прямо или косвенно приобрели медиа-гиганты и установили над ними контроль.

Вместо прямых репрессий вроде арестов журналистов или закрытия средств массовой информации студенты предъявили им иск за клевету. Это была тактика, используемая во время движения за гражданские права, когда чиновники из южных штатов использовали судебные иски о клевете, чтобы заставить замолчать критиков и обуздать освещение в СМИ борьбы за гражданские права. Эти иски о клевете заставили бы журналистов потратить много денег на адвокатскую защиту и, в итоге, перейти к самоцензуре и перестать публиковать материалы на неудобные для властей темы.

Студенты также разработали планы использовать свободу слова как машину демагогии и наполнить средства массовой информации ложью, которая становится истиной в глазах читателей. Они создали армию троллей, чтобы доминировать над цифровыми медиа с дезинформацией. Сформировали и профинансировали свои собственные группы гражданского общества и направили им финансирование за счет независимых неправительственных организаций. Создали пугающие инфоповоды, чтобы объединить граждан вокруг своей персоны и вытеснить оппозицию из политического поля. Формировали внутренние и внешние конфликты, чтобы поддержать публичное одобрение исполнительной власти. Они усилили меры по надзору, якобы направленные на борьбу с организованной преступностью и терроризмом, но использовали эти законы для шантажа или дискредитации политических оппонентов путем выборочной утечки информации о них. Они отвлекали общественность подачками от правительства, сокращениями налогов и расширенными программами социального обеспечения.

Благодаря этому упражнению ученики поняли, что диктатура не появляется в одночасье. Сейчас ради перехода к авторитаризму редко когда выводят танки на улицы города, чтобы обеспечить насильственный переход к тирании. Сила этих стратегий заключается в медленном достижении поставленной цели и постепенном давлении на демократические институты. Эти меры медленно, но верно, будут разъедать основы либеральной демократии.

Это упражнение особенно актуально в наше время. Сейчас демократии угрожают не военные перевороты или прямые репрессии, а плавный и латентный переход к авторитаризму. Студенты осознали важность сохранения бдительности в отношении этих стратегий и активного противодействия им с помощью правовых, политических и социальных средств.

Лучший способ защитить систему — это выяснить способы ее уничтожения.

Оригинал: https://hydraweb.ru/kak-prepodavatel-prava-uchit-svoix-studentov-razrushat-demokratiyu/