Электронная подпись (ЭП) – это реквизит электронного документа (цифровой код), который используется для удостоверения или подтверждения корректности информации в документе физическим (или юридическим) лицом и проверки принадлежности электронной подписи данному физическому лицу.
Электронная подпись:
· идентифицирует автора;
· позволяет определить, вносились ли изменения в документ после его подписания;
· защищает документ от подделки и несанкционированного просмотра.
Использование и правоприменение ЭП регламентировано Федеральным законом № 63-ФЗ, в частности, законом признаются равнозначными электронные документы, подписанные электронной подписью, документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью, при соблюдении некоторых условий.
В соответствии со статьей 5 этого закона, видами электронных подписей, являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись и усиленная квалифицированная электронная подпись. Получить ЭП могут физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица. ЭП выпускается центром сертификации (удостоверяющим центром).
При обращении за получением гражданами государственных и муниципальных услуг могут использоваться только два вида электронной подписи:
· Простая ЭП служит для подтверждения, что электронный документ или сообщение отправлено конкретным лицом. Предназначена для подписания (подтверждения) электронных сообщений, направляемых в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Она подтверждает авторство, но не гарантирует неизменность документа после подписания.
· Усиленная квалифицированная ЭП – используется преимущественно для взаимодействия госорганов с использованием государственных информационных систем. Кроме этого, данный вид электронной подписи дополнительно подтверждается сертификатом специального аккредитованного удостоверяющего центра, а электронный документ или сообщение, подписанный такой квалифицированной электронной подписью, во всех случаях приравнивается к бумажному документу, подписанному собственноручно. Выпускается сроком на 1 год.
Квалифицированная электронная подпись (КЭП) для идентификации юридических и физических лиц является наиболее значимой и защищенной.
Для будущих пенсионеров, которые желают авторизоваться на сайте ПФР и произвести действия со своими пенсионными накоплениями (оформить пенсию, обратиться за назначением пенсии, сменить фонд и перевести пенсионные накопления), наличие квалифицированной электронной подписи является обязательным условием.
Также КЭП необходима для авторизованной работы с порталами госуслуг, Системой электронного межведомственного взаимодействия, сдачи отчетности в налоговые органы, отправки банковских и иных документов через Интернет. Следует заметить, что вид электронной подписи, используемой для обращения граждан в государственные органы, в каждом конкретном случае регламентируется соответствующими ведомствами (например, Пенсионным фондом, Федеральной налоговой службой, Министерством строительства и др.) и может быть изменен.
Иметь и пользоваться сертификатом электронной подписи – это современно и удобно. Практических схем работы и применения всех видов ЭП становится все больше:
– для пользователей систем электронного документооборота;
– для электронных торговых площадок;
– для электронной регистрации сделок по объектам недвижимости;
– в различных расчетных и трейдинговых системах;
– для управления государственными заказами;
– в банковских платежных системах;
– при таможенном декларировании товаров и услуг (таможенные декларации).
Как выпустить электронную подпись?
Простую электронную подпись каждый гражданин может бесплатно получить в специальном сервисе на сайте Госуслуг. Такая подпись пригодится для получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде (для записи к врачу, обращения в налоговые органы, ГИБДД и т.д.).
Сертификаты квалифицированной электронной подписи должны заказываться и получаться лично гражданином в любом удобном удостоверяющем центре. Адреса и контакты можно узнать на портале уполномоченного федерального органа в области использования электронной подписи. Выпуск усиленной электронной подписи обойдется дороже, чем простой ЭП. В зависимости от назначения и вида цена годовой ЭП может достигать нескольких тысяч рублей.
Для того, чтобы выпустить усиленную электронную цифровую подпись сроком на 1 год, необходимо заполнить заявку на выпуск ЭП на сайте удостоверяющего центра, дать свое согласие на обработку персональных данных, лично предоставить в удостоверяющий центр подтверждающие Вашу личность документы – паспорт, ИНН, СНИЛС (Страховой номер индивидуального лицевого счета) и заполнить заявление. В заявлении на выдачу ключа электронной подписи необходимо будет указать: ФИО, дату рождения, код региона и его наименование, для физических лиц – ИНН (для индивидуальных предпринимателей – ОГРНИП), номер СНИЛС, адрес электронной почты, свой контактный телефон и те порталы (сайты, системы), на которых планируется использование усиленной электронной подписи.