Советский фильм «Не бойся, я с тобой» – весьма посредственная поделка. И однако этот фильм в своё время, когда вышел на экраны, был очень популярен. Особенно у советской молодёжи мужского пола. Отчего так? А дело в том, что он закрывал (вернее пытался закрыть) огромную брешь в сфере развлекательных динамичных фильмов в СССР. Советские подростки не имели ни малейшей возможности увидеть настоящее японское каратэ или китайское кунг-фу, например в фильмах Брюса Ли или Джеки Чана. Поэтому «Не бойся, я с тобой», в которой есть несколько сцен с весьма тривиальными драками (что-то из разряда «продвинутый курс для начинающих») мог показаться неимоверно интересным только в стране, в которых фильмов на эту тему было очень мало. Проще говоря – у советских мальчишек сформировался огромный запрос на каратэ и тому подобные восточные единоборства. Поэтому фильм, в котором показано пусть мельком, пусть совсем «не в масть» и пусть самое простое каратэ, был обречён на успех в подростковой аудитории.
Когда и при каких обстоятельствах восточные боевые искусства занесло в СССР неизвестно. Но вопрос не в том, когда и кто и когда занёс в СССР каратэ. Вопрос в том, что это очень завораживающая для пацанов штука. Если взять виды спортивных единоборств, то самым знаменитым когда-то и, можно сказать, самым советским было самбо. Ещё в начале 70-х разные приёмчики самбо котировались высоко в детско-подростковой среде. И вообще, слово «самбо» несло в себе некий магический оттенок. Но к концу 70-х «каратэ» его полностью вытеснило (и пусть многие вообще не понимали разницы между каратэ и кунг-фу). Почти в каждом пионерлагере находился какой-нибудь «знаток», который рассказывал про Брюса Ли. Никто его не видел, но многие про него говорили.
Самбо сильно проигрывало каратэ – в глазах советских мальчишек – уже самим названием. Самооборона без оружия. Ну что это такое? А вот каратэ – это боевой – боевой! – вид искусства. Про самбиста никто бы не сказал, что он может убить врага одним ударом. А про каратисты – легко (по крайней мере, так казалось детям). После отбоя перед сном, лёжа в тёмной палате в пионерлагере, друг другу рассказывались сказки о том, как Брюс Ли одним пальцем ударом в нужную точку может убить «когохошь». Откуда брались эти знания? Бог весть.
Также сложно сказать, когда и как появились в СССР первые школы каратэ. Но к концу 70-х они уже точно существовали. А элементы каратэ входили в курс боевой подготовки курсантов госбезопасности и МВД ещё в 70-е. Эти «секции каратэ», надо отметить, тоже носили какой-то полутайный характер. С одной стороны они имелись. С другой – было непонятно, как туда попасть.
Конечно каратэ – или его фэнтезийные вариации – взяли на вооружение хулиганы. Уже в 1979 году в СССР вышел детский фильм, в котором каратэ упоминается, как некий невероятный способ побеждать кого угодно. При чистоте помыслов, естественно. Это был фильм «Капитан Соври-голова».
Но уже показательно, что в 1979 году для детей сняли фильм, в котором каратэ уделено внимания. А что удивительного, если к этому времени почти все советские пацаны знали про каратэ и так или иначе обсуждали его. Но информации никакой не было. Или, как в этом фильме, кто-то привёз книгу про каратэ из загранпоездки. Видимо оно так и растекалось – от какого-то счастливчика, который имел книгу, в виде слухов, которые приобретали чем дальше от эпицентра слухов, тем более фантасмагорические оттенки.
В том же 1979 году был снят фильм «Пираты XX века». Когда он вышел на экраны – это была бомба. В «Пиратах» снялся Брюс Ли советского кино Талгат Нигматулин.
Нигматулин играл одного из самых мерзких пиратов – Салеха. Советские дети с замиранием сердца смотрели на то, что вытворял Салех при захвате советского судна в открытом море. Уравновешивал пирата-каратиста советский боцман-каратист, которого сыграл также известный советский спортсмен Тадеуш Касьянов (ныне, президент Всероссийской федерации рукопашного боя и традиционного карате, заслуженный тренер России).
Тадеуш Касьянов выступил и постановщиком трюков в «Пиратах». В общем, наверное все советские мальчишки умирали по этому фильму. Ну а в 1981 году Юлий Гусман снял фильм «Не бойся, я с тобой» про то, как двое циркачей в начале XX века впрягаются в Азербайджане в средневековые разборки между богатым папашей юной девушки и её бедным возлюбленным.
Поскольку сюжет – банальное копирование индийской мелодрамы напополам с советским революционным фильмом, т.е. представлял из себя скукотищу, в фильм были введены несколько эпизодов с восточными единоборствам и. И хотя эти эпизоды там смотрятся как на корове седло – ибо они в фильме ни к селу ни к городу – этот фильм также вызвал энтузиазм среди советских подростков.
Вовсе не художественные достоинства фильмов, а сам факт показа дерущихся каратистов приковывал к ним внимание миллионов советских подростков. Постепенно каратэ стало приобретать черты неофициальной субкультуры, никак не подконтрольной коммунистам. А это было поопаснее увлечения западной рок-музыкой. Естественно, коммунистическая власть начала реагировать. Сперва появились статьи в газетах, в которых на каратэ стали лить помои, как не менее плодотворно ранее лили помои на рок-музыку.
Как видим, чтобы доказать, что каратэ – это очень плохо, даже Пиночета приплели. Поскольку от таких тупых статей в советской прессе интерес к явлению в молодёжной советской среде только возрастал, последовала уже более жёсткая реакция. 10 ноября 1981 года последовали Указы Президиума Верховного Совета РСФСР № 6/19 и № 6/24, которые ввели административную и уголовную ответственности «за нарушение правил обучения каратэ». Понятно, что это было направлено против самодеятельных секций по обучению каратэ.
Этого коммунистическим лидерам показалось мало. И когда к власти пришёл К.У.Черенко, до этого занимался коммунистическим агитпропом, система продолжила выдавливание каратэ из правового поля. Если до 1984 года под уголовную ответственность попадали только лица, которые занимались незаконным обучением каратэ, то в мае 1984 года Спорткомитет СССР полностью запретил каратэ на всей территории СССР, поскольку, по мнению ответственных товарищей, каратэ являлось рукопашным боем, не имеющим отношения к спорту.
Наверное некоторые самопальные учителя испугались и закрыли лавочки. Однако те, кто остался, чётко и недвусмысленно перешли на Тёмную стороны Силы и уже осознанно стали заниматься незаконной деятельностью. И обучавшаяся в таких незаконных секциях молодёжь тоже понимала, что нарушает закон. Собственно, это было начало формирования боевых отрядов «братков», которые покажут себя во всей красе уже в 90-х годах. Никто иные, как коммунисты с их вечной непроходимой тупостью подготовили отряды хорошо подготовленных к дракам молодых людей, которые привыкали жить за гранью закона. И хотя в конце 80-х гонения на каратэ (как и на рок-музыку) прекратились, процесс был запущен. Дело оставалось за немногим – чтобы массово применить на практике приобретённые навыки. А такой случай для многих бывших учеников подпольных секций каратэ представился в начале 90-х. И многие этим случаем воспользовались.