Между лошадью и джипом
С появлением первых паровых машин в середине 19 века, военные стали подумывать, чтобы заменить древнейшего помощника солдата – боевого коня – каким-нибудь механизмом. Случайно найденный аналог без принципиальных изменений прослужил в армиях некоторых стран больше века.
В те времена, плюсы и минусы для военного дела традиционной кавалерии и машин были очевидны:
- машины значительно сильнее лошадей;
- машины не устают;
В то же время:
- машины, в отличие от лошадей производят слишком много шума, и потому более заметны;
- уход за машинами более сложен, чем за лошадьми;
Но главное – каждая машина значительно дороже лошади. Мысль о том, чтобы посадить каждого солдата на машину тогда казалось чистой фантастикой. И все-таки компромисс был найден.
Первая проба педалей
Во время франко-прусской войны 1870 года дезорганизация тыла привела к тому, что для того чтобы доставлять донесения из Парижа в армию и обратно военные курьеры впервые воспользовались предметом новомодного увлечения горожан – велосипедом. Эти машины, движимые мускульной силой человека тогда были еще очень несовершенны. У нас их принято называть «пауками», а в западной традиции – Пенни Фартинг. Это было настолько специфическое, если не сказать, экстремальное, средство передвижения, что по окончании войны об их применении в армии и думать забыли.
Однако научно-техническая мысль не стояла на месте. В 1874 году британский предприниматель Гарри Лоусон (его настоящее имя Henry John Lawson) изобрел ставшую традиционной цепную передачу для велосипеда, что заметно повысило эффективность этого вида транспорта. После изобретения в 1888 году Джоном Данлопом (John Boyd Dunlop) пневматических шин, стало ясно – у велосипеда большое будущее. В том числе и в военном деле.
Армия осваивает два колеса
Уже в 1885 году отряды велосипедистов появились в британских добровольных частях территориальной самообороны (Rifle Volunteer Corps). В 1888 году там был создан 26-й велосипедный батальон территориальной обороны Мидлсекса. Это подразделение было частью английской армии до 1920 года и дольше всего в Британии использовало велосипеды.
Во Франции в 1886 году прошли военные учения с участием велосипедных подразделений. По итогам маневров было принято решение официально принять велосипед на вооружение некоторых частей французской армии.
В мае 1896 года в американском Fort Missoula второй лейтенант Джеймс Мосс (James A. Moss) получил разрешение сформировать 25-е велосипедное пехотное подразделение. Интересно, что в нем служили исключительно чернокожие солдаты, под командованием белых офицеров, поэтому его военнослужащих называли «солдаты буффало», т.е. бизоны. Такое прозвище в свое время дали индейцы кавалерийским формированиям армии США, в которых служили чернокожие.
После ряда тренировочных заездов были проведены настоящие учения. В 1897 году группа из 23 военнослужащих этого подразделения за 40 дней преодолела путь в 1900 миль. В результате этого учения была составлена методика применения таких частей и поддержания боеспособности боевых соединений велосипедистов.
На следующий год, в ходе американо-испанской войны, лейтенант Дж.Мосс и его сотня велосипедистов с большим успехом атаковали противника во время штурма кубинской столицы.
Во время 2-й Бурской войны в Южной Африке в 1900-1902 соединения велосипедистов активно использовали уже обе воюющие стороны. Буры обматывали кусками кожи шины велосипедов, чтобы следы были не так заметны на земле. В маскировке они смогли добиться больших успехов, чем их противники. Зато более продвинутые в техническом отношении британцы создали железнодорожный велосипед – такую машину, пожалуй, не применяли больше нигде. Пара велосипедов были скреплены между собой так, чтобы передвигаться по железнодорожным рельсам, и могли перевозить живую силу и военные грузы.
Кроме того, шотландская гвардия в ходе этой войны использовала велосипеды, чтобы запускать больших воздушных змеев. На этих змеев крепили фотоаппараты и производили первые военные аэрофотосъемки, а также прикрепляли провода для радиосвязи, получая гигантские антенны.
Кто первый?
Во многом именно из-за желания использовать велосипед в военном деле, он получил много полезных усовершенствований. Например, складной велосипед придумывали именно для того, чтобы с ним было удобнее обращаться солдатам на поле боя. Сегодня ведутся ожесточенные споры о том, кто был первым автором этого изобретения. Французы ревностно отстаивают свой приоритет. По их мнению, это был лейтенант французской армии Анри Жерар (Henry Gerard), который создал свой опытный образец в 1893 году, а потом усовершенствовал его и спустя несколько лет развернул его выпуск при поддержке Шарля Мореля (Charles Morel). Но в коммерческих дел партнеры рассорились, и право на производство складного велосипеда, для поставок как в армию, так и на гражданский рынок приобрела фирма Пежо (Peugeot).
Практически в то же самое время, в 1893 году, за океаном американец Майкл Райан (Michael B. Ryan). свою конструкцию складного велосипеда представил. Впоследствии основываясь на его патенте, фирма Dwyer Folding Bicycle Company развернула выпуск, так же, как гражданских, так и военных моделей велосипедов.
Велосипед на большой войне
К 1914 году велосипеды состояли на вооружении многих европейских армий, в том числе и в российской.
В армии Российской империи первая самокатная команда (так стали потом называть боевые подразделения велосипедистов) появились в 1897 году. В этом году первая часть, оснащенная велосипедами принимала участие в маневрах русской армии под Белостоком. Царю Николаю II приглянулись необычные пехотинцы, и он подписал указ о приеме на вооружение армии велосипеда «Дукс боевой», который впоследствии производили на императорском самолетостроительном заводе «Дукс» в Москве.
В ходе развернувшихся военных действий на полях первой мировой войны велосипеды были наравне с самыми новейшими техническими новинками. Двухколесные «кони» помогали разведчикам, связистам, санитарам и обыкновенным пехотинцам.