В начале 1960-х годов, после запуска в производство грузовика «УРАЗ-375», конструкторы Миасского автозавода принялись за разработку усовершенствований, главным из которых должен был стать дизельный двигатель. Главной проблемой 375-го была прожорливость, в среднем литр бензина на пару километров, и это не на сильном бездорожье.
В середине 60-х флагман производства отечественных грузовиков, Завод имени Лихачева экспериментировал с бескапотной компоновкой своей машины. На Уральском автозаводе тоже решили попробовать разместить кабину над двигателем. При этом, оба варианта дизельного грузовика предполагалось максимально унифицировать в техническом плане максимально, насколько это было возможно. Такого было требование военного ведомства, главного заказчика «Уралов».
В результате разработки появились несколько вариантов грузовиков. Первый – привычной, капотной компоновки.
Назывался он «Урал-379Б», был построен на базе 375-го, но оснащался многотопливным дизельным двигателем водяного охлаждения. Предположительно, это был экспериментальный мотор, впоследствии послуживший основой для создания хорошо известного в узких кругах двигателя ЗИЛ-645.
Машина имела грузоподъемность 5 тонн, механическую трансмиссию, три ведущих моста с системой регулировки давления в шинах, и неказистого вида капотом с крыльями, сделанными из стеклопластика. Кабина была от обычного «Урала».
Второй вариант был с кабиной над двигателем, «Урал-379А», причем кабина была полностью из стеклопластика. Стилистически немного напоминавшая раннюю «Колхиду», она, тем не менее, была оригинальным творением уральских конструкторов.
По технической части машины были унифицированы, согласно требований заказчика. Но бескапотный вариант военным не понравился, хоть он и показал на испытаниях ряд преимуществ, да и грузовая платформа была длиннее, при одинаковых габаритах машин.
Учитывая специфику применения, капотный вариант для военных предпочтительней, «два метра жизни» повышают шансы выжить в случае наезда передним колесом на мину, а кабина над мотором предпочтительней в коммерческом варианте, где каждый дополнительный сантиметр грузовой платформы – это деньги.
В общем, военные решили оставить и второй вариант, но внесли дополнительные требования в отношении кабины – она должна быть более прочной и цельнометаллической.
Кабину сделали, и в 1972 году обновленный бескапотный «Урал-379А» проходил испытания. На основе этой машины сделали даже проект грузовика-амфибии, который мог после незначительной доработки в полевых условиях, передвигаться по воде. Так же сделали четырёхосный вариант.
В 1974 году работы над 379 моделью были свернуты. В то время вовсю проходил испытания новый двигатель Ярославского завода, ЯМЗ-740, которым, кстати, был оснащен один из опытных «Уралов», показавший преимущество в ходе испытаний, и в дальнейшем дизелизация уральских грузовиков велась установкой этого двигателя на капотные «Уралы».
Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru и в Телеграм