Домашнее задание в современных школах - притча во языцех. Современная школа негативно влияет на отношения детей и родителей. Стоит ли делать уроки с ребенком, если вас это раздражает и каждый раз все заканчивается истерикой и криками?
Согласно исследованиям, более 70% в России делают домашнее задание вместе с детьми, а 56% даже приходилось делать уроки вместо детей. Больше всего внимания и помощи требуют математика, русский и иностранный языки.
Тут наверняка многие читатели вспомнят, что в их детстве такого не было. Родители работали, и большая часть детей вполне осиливала домашнее задание сама. За помощью обращались лишь тогда, когда что-то было непонятно.
Так что же изменилось?
Сейчас ребёнок-троечник фактически считается в обществе позором семьи. Считается так: либо родители не выполняют свои обязательства по воспитанию несовершеннолетнего, что наказуемо законом, либо ребёнок просто глуп – а это очень стыдно, особенно если у самих родителей никогда не было проблем с учёбой.
Многие родители думают, что без них ребёнок и вовсе ничего не сможет сделать. Родители считают, что программа слишком усложнилась, но это не так.
Программа, по сути, та же, а вот методы подачи – другие, родителям незнакомые и непонятные. Вот родители и хватаются за голову: учебники дурацкие, задания странные, если я ничего не понял, то как понять ребёнку?
А дальше в голове выстраивается цепочка: ребёнок плохо учится – не поступает в университет и т.д. Но для того, чтобы ребёнок понял, в школе существуют учителя. И, если у ребёнка всё в порядке со вниманием и развитием, он обязательно поймёт.
Исследователи из университетов Остина и Дьюка (США) доказали, что именно родительский контроль влияет на детей негативно.
Чем грозит вечное сидение с ребёнком за «домашкой»?
1. Потерей мотивации к учебе. Детям, для которых каждый день оборачивается ежевечерней пыткой с криками и понуканием, жажды знаний это, естественно, не прибавляет.
2. Отсутствием ответственности. Ребёнку, за которого всё сделают дома, она ни к чему. Если что, всегда можно обвинить маму или папу в том, что они написали/объяснили что-то не так.
3. Ухудшением отношений. Трудно рассчитывать на то, что совместное выполнение уроков сблизит родителей и детей. Крики и слёзы теплоты в отношениях, конечно, не прибавят.
Что же делать?
1. Любить своего ребёнка таким, какой он есть. Да, он может быть не слишком успешным в учёбе, но это не повод превращать каждый вечер в истерику.
2. Возложить ответственность на ребёнка. По крайней мере, после начальной школы. Приучить его к мысли о том, что его учёба нужна самому. Сказать что-то вроде: «Я свое отучилась. Твоя учеба – твоя ответственность. Если что-то непонятно – подходи, конечно, я всегда помогу».
3. Нанять репетиторов. Если сам ребёнок действительно не справляется, но и вместе с родителями – не вариант, лучше обратиться к профессионалу. Он всё объяснит быстро, грамотно и без истерик.
4. Обратиться к специалистам. При наличии серьёзных проблем к специалистам лучше обратиться всем: и детям, и взрослым. Детям – к тем, кто поможет диагностировать дислексию, дисграфию или другие отклонения. Родителям – к психологам – чтобы понять и принять это.