Это определенно упущенный из виду проект, незаслуженно прошедший мимо зрителя. Это то, что крайне редко случается с отечественным кинематографом. Альтернативу этой картины не найти в российском кинематографе. Невольно вспоминается документалка Малика Бенджеллуль "В поисках Сахарного Человека", повествующая о загадочной истории жизни Сиксто Родригеса, который так и не познал своей славы.
История
Сюжет повествует о жизни барда Алексеева, насыщенной яркими моментами. Первые же кадры фильма дают понять что на экране не будет чего-то далекого от российского быта, чего-то "забугорного" , ухабы на дорогах, грязь проселочной дороги и торгующие тут же старики вроде как сразу же говорят: "ты дома". И перед зрителем предстает старик, который получает телеграмму, такую долгожданную и желаемую. И отправляется на радио, чтобы дать то самое интервью. Итак, ему предстоит вспомнить свою яркую жизнь, которая осталась в прошлом , молодость , которая ушла.
Жизнь за которую он успел многое , но так и не смог сделать главного — полюбить. То, о чем он говорил и пел, что ,казалось бы, было его главным стимулом, но так ли это.
Итак, главный герой — бард Алексеев, шестидесятник, писавший песни, которые не достигали цели, песни о важном , о таком теплом и близком. И лишь одна была признана слушателем, та что совершенно о другом:
"Волком бежал, птицей летел, от в спину метящих глаз и стрел, лился ручьем, стлался травой, ведомый звериным путем домой. Здраствуй мама, я — дезертир, не на щите пришел , а с позором, навоевался , побился о мир, запуган светом, клеймен приговором..."
Такая яркая жизнь, тут тебе и чай с Тарковским, и Гагарин в космосе, и соперничество с Калашниковым, но, в итоге, с такой ностальгической тоской.
И вот он старик, совершенно забытый всеми, всеми, кроме единственного человека, который действительно полюбил его. Человек который на всю жизнь запомнил его слова, слова услышанные в размышлениях Тарковского и всю жизнь повторяемые Алексеевым. «Любить — значит понимать, что хочет человек в данную минуту, и дать ему это» . Эта фраза столько раз звучит в фильме, что пожалуй и сам Алексеев уже теряет сути слов. И вот, та самая "молодой журналист" , которая, пожалуй, единственная кто понимает истинный смысл этой фразы. Путем обмана Алексеева вызывают на интервью, и, казалось бы вот долгожданное признание поэта, вот вся заслуженная слава. Бард так и не узнает правды, а вот та самая радиоведущая , всю жизнь проведя в неразделенности, в итоге решает дать то, в чем нуждается человек. Но Алексеев даже не узнает ее, вот где истинная трагедия, вот где главные переживания.
В итоге
Детище Михаила Сегала дарует нам хорошее визуальное повествование, интересное параллельное строение сюжета и насыщенность. Но остаются вопросы, которые относятся то ли к незавершенности сюжета, то ли это те самые вопросы, которые направлены автором. Но именно эта недосказанность жутко гложет зрителя, именно эта несправедливость скребет изнутри и требует какого-то пояснения... но ведь и так бывает. (?)