Католический собор на Малой Грузинской словно островок Европы посреди Москвы. Он построен в неоготическом стиле, немного напоминает знаменитый Вестминстерский собор в Англии. Под его сводами постоянно звучат разные языки: итальянский, французский, испанский, польский.
А еще он славится своим органом. Этот швейцарский инструмент фирмы Кун (Kuhn) – один из самых больших в России, в нем, 5563 трубы, множество тембров, четыре клавиатуры для рук и одна для ног. Ему больше шестидесяти лет и пятьдесят из них он простоял в Базеле (Швейцария), где на нем играли выдающиеся музыканты со всей Европы. Когда освятили московский собор – базельская община решила сделать доброе дело и передать орган москвичам, а себе построить новый. Несколько лет шли работы. Сначала по демонтажу, потом – по перевозке и установке. В 2005 году произошла инаугурация инструмента, на которой выступил один из лучших российских органистов, Алексей Паршин. Вскоре обнаружился дополнительный бонус швейцарского подарка: в Москве он звучал гораздо лучше, чем в Базеле, так как больше соответствовал размеру собора. Многие органисты, хорошо знавшие базельский Кун специально приезжали в Москву, чтобы оценить его работу на новом месте. И все подтверждали факт: именно в Москве орган раскрылся по-настоящему!
Несмотря на свой шестидесятилетний возраст, орган собора на Малой Грузинской относится к новому поколению органов. Он не такой, как были при Бахе, то есть, негромкий, с благородными регистрами. Но и не романтический, какие строились во Франции эпохи модерна для того, чтобы конкурировать с симфоническим оркестром. Он совмещает в себе обе эти тенденции и позволяет качественно исполнять музыку любого стиля от Баха до саундтреков к фильмам.
Кун – не единственный орган в соборе. За шесть лет до его появления на соборных хорах установили другой подарок зарубежных ценителей музыки. Американская благотворительная организация «Помощь церкви в России» купила для недавно отреставрированного собора большой концертный электроорган фирмы «Роджерс». Именно он и прозвучал на церемонии освящения этого храма 11 декабря 1999 года. На Роджерсе с успехом проходили первые концерты. Он тоже прекрасно звучит в специфической соборной акустике, у него 68 регистров и множество качественных динамиков, размещенных по специальной, тщательно выверенной схеме.
Однако, ему немного не повезло. Когда появился огромный “живой” Кун с настоящими трубами – про качественный но все-таки электронный Роджерс забыли. Даже когда проходят двухорганные концерты, обычно задействуют третий орган собора маленький электронный Вискаунт, стоящий на противоположном конце собора, чтобы возникала перекличка верх-низ. Недавно в соборе прошло настоящее акустическое шоу четырех органов. Был привезен театральный орган Аллен и квартет органистов исполнил шедевр в стиле минимализма, знаменитое Канто Остинато Симеона тен Хольта. Тогда про Роджерс снова вспомнили и стало понятно, что он очень интересно сочетается с Куном, уже не в качестве перекличек, а как равноправный партнер по дуэту.
Один из проектов для этого необычного дуэта – переложение музыки Жана-Мишеля Жарра и симфонии Густава Холста “The Planets».
Многоголосие двух огромных музыкальных инструментов, богатейших по своим возможностям дает слушателям возможность совершенно нового, ни с чем не сравнимого акустического опыта.