Найти тему
Climax

Выхода нет. «Лабиринты прошлого» Асгара Фархади

Один из самых интересных и самобытных режиссеров Востока вновь на международной арене с новой работой. В новом фильме отмеченный многочисленными наградами иранец возвращается к излюбленным темам. «Лабиринты прошлого» — это трагичная история о семейных тайнах и жертве, на которую человек готов пойти ради любимых.

Лаура (Пенелопа Крус) вместе со своими детьми возвращается в родную испанскую деревушку на свадьбу сестры. Пятнадцать лет назад она вышла замуж за преуспевающего аргентинца, переехала в Буэнос-Айрес и с тех пор нечасто посещала родных. Но торжественное событие и радость от встречи с друзьями детства омрачаются похищением с целью выкупа ее дочери-подростка. Небогатая семья бессильна: от похода в полицию останавливает записка с угрозами, оставленная злоумышленниками. И фактически единственным, кто может ей помочь, становится Пако (Хавьер Бардем), владелец местной винодельни и ее первая любовь.

Сложно найти режиссера, который, прославившись на родине, не попытал бы удачи на международной арене. Но не всякий яркий национальный автор способен при этом сохранить самобытность и верность стилю. «Лабиринты прошлого» оставляют впечатление, что Фархади это, к сожалению, пока не удаётся. Если при просмотре «Коммивояжера» или «Развода Надера и Симин» имя автора угадывается и без титров, то испанский фильм обладателя двух «Оскаров» выглядит так, будто снять его мог кто угодно. Это крепкая, хорошо сыгранная история, но совершенно при этом безликая. Страдания Пенелопы Крус, безусловно, убедительны, а сложная ситуация, в которую поставлен герой Бардема, в известной степени интригует, но за всем этим не стоит ничего, кроме самой истории. Рассказанной к тому же весьма прямолинейно и без сюжетных изысков. А уж развязка и вовсе выглядит почти оскорбительным роялем в кустах.

-2

Один из лучших сценарных приемов в арсенале Фархади — это тяжелейший выбор, дамокловым мечом нависающий над героями, и его последствия, с которыми персонаж остается один на один, здесь практически не применяется. Единственный, кто оказывается перед настоящей дилеммой — это Пако, но назвать его линию ключевой не позволяет незначительное экранное время, ей уделённое. Значительно больше пленки тратится на переживания Лауры, апатичную беспомощность ее супруга и выявление лицемерия членов ее семьи. В контексте сюжета все это выглядит уместно и логично. В контексте творчества Фархади — странновато и, в сравнении с предыдущими работами, откровенно слабо. Все-таки его фильмы смотришь прежде всего из-за психологически невыносимых обстоятельств, которым сопротивляется или с которыми мирится герой, а за детективной историей с похищением и грязными семейными секретами можно обратиться к кому-нибудь другому.

В кино с 21 февраля.