22 февраля 2019 г. в Санкт-Петербурге на сцене Марринского театра состоится показ сценической постановки знаменитого "Реквиема" Дж. Верди.
Перемьера постановки прошла с большим успехом в июне 2012 г. в Мариинском театре Санкт-Петербурга в рамках фестиваля «Звёзды белых ночей» . Режиссёр – швейцарец Даниэле Финци Паска, хорошо знаком российской публике по операм «Аида», спектаклям "Дождь", "Туман" и "Донка", ставшими событиями на Чеховских фестивалях.
«Я собиратель мгновений: маленькие детали, небольшие подробности. Мой театр – это театр образов, которые наслаиваются друг на друга и не всегда выстраиваются в прямую линию», – так определяет режиссёр своё творчество.
Даниэле Финци Паска родился в Лугано в 1964 г. в семье фотографов. Его детство прошло в семейной фотолаборатории, где работали отец, дед и прадед. В цирковой мир он пришёл через гимнастику, а первые шаги на арене сделал под руководством клоуна Фери. В 1983 г. Даниэле уехал в Индию, где участвовал в волонтёрской программе помощи неизлечимо больным детям. Вернувшись в Швейцарию, вместе со своим братом Марко и Марией Бонзаниго он основал Театр Сунил, в постановках которого сочеталась актерская игра, клоунада и танец. Сами основатели называют эту театральную технику Театром Ласки. В 2011 г. вместе с Антонио Вергамини, Уго Гарджуло, Жюли Эмлен (1972-2016) и Марией Бонзаниго была создана компания Finzi Pasca Company, занимающуюся разработкой и продвижением творческих проектов в области оперы, акробатического театра и кино.
- Даниэле, как можно объяснить твою любовь к России? С чего всё началось?
- Да, это странная связь. Мы поехали со спектаклем "Икар" на Чеховский фестиваль. Именно тогда родилась эта особая связь. Родилась или возродилась. Шёл самый разгар перестройки, волшебные моменты России, когда ощущалось, что что-то происходит или должно произойти. Дух времени – это тонкая нить, которая связывает народы, и называется она ностальгия. Для России, Бразилии и нас, людей итальянского происхождения, ностальгия имеет очень глубокий смысл и многое объясняет. Первый раз я приехал в Россию и сразу попал в Санкт-Петербург, где застал белые ночи. Было лето и чувствовался вязкий насыщенный воздух. Магические моменты белых ночей я пережил три раза. Сейчас, возвращаясь на постановку "Аиды" и "Реквиема", я снова окунулся в атмосферу белых ночей. Но Петербург, который я увидел, не имел никакого отношения к тому, что было раньше. Как будто кто-то открыл окна. Как в красивом доме, где занавешены все окна, вдруг открываются ставни, пробивается луч света и чувствуется совсем другой воздух.
- У Вас особые отношения и с Мариинским театром?
- Мариинский театр – это чудо. Мариинский – это не только Валерий Гергиев, встреча с которым стала удивительным событием в моей жизни, но и прекрасный художественный коллектив: хор, оркестр, с которыми сложились очень хорошие и близкие взаимоотношения.
- Несколько слов о концепции Театра Ласки.
- Театр Ласки связан с физическим восприятием мира актёром. В России есть традиция телесного театра. Для актёров Мейерхольда внешность, голос, мысли принимали формы, воплощались в телесном, что стало последующей традицией русского театра. Поэтому я чувствую близость русского театра, его пластичность и телесность. Огромна и традиция русского цирка, традиции акробатов, российский балет. Это новый богатый мир, который даёт пищу для размышлений и творчества.
Даниэле Финци Паска: «Старые театры, как и старые корабли, – почти человеческие существа. Но очень странные. Те, кто в них обитает, – иной раз не поймешь, то ли это живые люди, то ли создания не от мира сего. Я думаю, Мариинский театр – это прекрасный образ потустороннего мира, образ Рая. Постановка "Реквиема" прежде всего несёт в себе музыкальное напряжение, поиск. Это молитва, которая имеет настолько огромную силу экспрессии, что позволяет нам искать другую экспрессивную форму интерпретации, не всегда возможную в концертном исполнении, и воспринимать «Реквием» как оперное произведение. Это сочинение даёт возможность солистам и хору поразмышлять о смысле жизни. Есть музыкальные произведения, которые буквально требуют зрительных образов. Те картины, которые мы пытаемся создать в постановке «Реквиема», не являются описательными, скорее они выстраивают диалог со смыслом, который мы придаем нашему представлению о Боге».
Ильина Юлия
В материале использовались отрывки из интервью Ю. Ильиной с Даниэлем Финци Паска для журнала Тичино менеджер, 2012 г.