Найти тему

Поплачь, милая, легче станет…

Оглавление

Все в этом мире имеет свое предназначение, все взаимообусловлено и закономерно. Оглянитесь вокруг себя. Течет сок по израненному стволу березы, жалобно воют звери и кричат птицы, стекает воск по сгорающей свече, разражаются дождем тучи, расстается с падающими звездами небо… Плачет всё, и плачут все.

Зачем мы призываем посторонних и близких нам людей к показному и излишнему стоицизму?

Совершенно естественно плакать, когда кто-то, кто тебе дорог, надолго или навсегда уезжает. Не сдержать в горле рыданий, когда тот, кого ты безумно любишь и кому беззаветно верила, предает тебя. Как не расплакаться вместе со своим ребенком, когда ему больно и он страдает?! Нельзя без слез перенести жесточайшую несправедливость бытия – уход из жизни самого дорогого тебе человека.

Слеза скатилась по щеке

Не только горе, печаль, жалость, физическая боль заставляют нас выплакаться. Иногда нечаянная радость, прекрасное сильное чувство расцветают на глазах слезой. И появляются они – не прошенные слезы умиления, восторга и счастья. Слезятся глаза, когда твой малыш протягивает к тебе руки и впервые говорит «мама». Как остановить слезы, когда любимый берет тебя на руки, кричит на весь мир или шепчет: «Ты моя единственная! Я не могу жить без тебя!»

Мужчины плачут

Живучим оказался предрассудок, что сильному, мужественному человеку неприлично и недопустимо плакать, а появление слез в глазах мужчины – настоящий позор. Почему нельзя плакать? Ведь ему даны для этого тишина ночи и близкие люди, чтобы они слышали и видели слезы и навсегда умолчали о них. Никем не осужденные, никем не осмеянные слезы капают из глаз мужчины. Пусть свободно текут, если появились. И тот, у кого их никогда не бывало, возможно, чуть меньше, чем человек. Ибо человеческому существу свойственно, что глубокая душевная рана застилает слезами глаза.

Поплачь, моя девочка

Когда мы были детьми, нас всех учили «не плакать по пустякам». Подумаешь – слезы! Это всего лишь вода, слезам не верят, слезами горю не поможешь, он не стоит твоих слез… Правила поведения слишком часто разрешают детям и подросткам выражение только тех чувств и эмоций, которые утверждены «законами» взрослых, а не тех, которые просто-напросто существуют.

Если сейчас мы увидим слезы в глазах своего ребенка, то сразу же обязательно скажем: «Не плачь!». Интонация при этом может быть самой разной: от сострадательно-нежной до равнодушно-грубой. Нам хочется, чтобы наши дети стали в этой жизни «сильными», «борцами», «победителями», «лидерами». Но ребенок должен плакать, это ему просто необходимо.

Невыплаканные детские слезы

Иррациональные страхи, необъяснимые медициной боли, эмоциональное напряжение и другие невротические симптомы, которые ограничивают развитие и самореализацию, - это ужасная цена, которую мы платим за невыплаканные детские слезы. Психотерапевты считают, что у 90% их посетителей болезни уходят своими корнями в прошлое.

Невыраженные эмоции накапливаются в подсознании и подтачивают организм. Создаются опасные «резервуары», которые постепенно переполняются и периодически взрываются: подскакивает давление, начинается сердечный приступ или приходит депрессия.

И ребенку, и взрослому иногда есть о чем плакать и необходимо это делать. Нельзя страдать и все хоронить в душе: однажды этот сгусток страданий, эта боль, внезапно восстанет и будет мучительно искать выход.

По кручине и слезина

Из книг и фильмов все мы знаем, что в старые добрые времена некоторые женщины по найму оплакивали умерших. Их слаженные причитания имели однообразный напев, повторение трех звуков, с растяжкой последнего, и раздавались обычно на заре по всей Руси. Голосили всяк по своему покойнику, а плакальщицы – по всем: «Али мы тебя не любили, али чем прогневили…» Плакуши, вероятно, нужны были и для того, чтобы вызвать слезы у людей, которые в подобных ситуациях нередко как бы каменели от горя. И, понимая всю тяжесть состояния женщины, слезинки не проронившей, ей искренне советовали: «И ты поплачь, милая: легче станет».

Моя знакомая, женщина образованная и умеющая контролировать свое поведение, потеряла единственного брата: молодой человек погиб в катастрофе. Со стороны казалось, что она нашла в себе силы пережить трагедию. После случившегося старалась хорошо выглядеть, никто не видел ее слез, была тактична с окружающими. Через какое-то время она заметно похудела, стала замкнутой, под глазами появились синие круги. Пришлось принимать успокоительные средства, чтобы заснуть хотя бы на два-три часа в сутки. Врачи предложили ей лечь в клинику.

Она рассказала мне, что однажды, когда дома никого не было, а воспоминания, тоска, боль сделались просто невыносимыми, она завыла в голос, как деревенская баба. Обливалась слезами и беспрестанно причитала: просила прощения у брата, жалела его, рассказывала ему о своем горе. В этом долгом плаче звучало и «братик ты мой ненаглядный», и «голубь ты наш сизокрылый»…

Утром женщина проснулась и удивилась, что всю ночь крепко спала, открытая рана в груди сменилась легкой тупой болью. Жизнь вошла в нормальное русло. Эта городская женщина, никогда в реальности не слышавшая причитаний, не знавшая, какие слова и интонации в них используют, расценивала их раньше как театрализованные представления, напрасно рвущие душу человека, у которого горе.

Дальше горя – меньше слез

Каждый, кто пережил смерть близкого, знает, как тяжело оплакивать такую потерю. Одно дело – слезно скорбеть о ком-то, прослезиться, узнав о чьей-то смерти, другое – плакать навзрыд от безысходности, жалости, боли, может быть, и выть.

И пусть говорят, что это глупо, бессмысленно и неприлично, что это извращение какое-то, что только мы так убиваемся при закономерном переходе человека в мир иной. Наверное, не случайно, наши предки тысячелетиями передавали из уст в уста: Слезы – вода, да иная вода дороже крови; Жилы рвутся от тяжести, слезы льются от жалости; Бог и плачь в радость обращает...

Человек прекрасно скроен

Каждая часть нашего организма существует не просто так. И эти маленькие железы, находящиеся около глаз и выделяющие прозрачную щелочную жидкость, - не атавизм. Они достались нам от наших предков не в качестве доказательства исторического развития, эволюции человека. К сожалению, мы поняли это и узнали совсем недавно. Некоторые это услышали от своего врача, некоторые это увидели в рекламном ролике: появился препарат, вызывающий слезы у человека. Он помогает выводить из организма специфические вредные вещества, которые образуются в нем в результате всякого рода страданий и никаким другим путем, кроме слез, наше тело не покидают.

Если вам тяжело, если у вас настоящее горе, не ищите облегчения у магов, не руководствуйтесь советами из брошюр, купленных в переходе метро, не ходите в супермаркет за спиртным и сигаретами, не подавляйте эмоции химическими препаратами из аптеки. У вас есть свой, проверенный веками, универсальный, естественный способ…

Татьяна Порецких