Чем запомнится 69 Берлинский международный кинофестиваль?
Во-первых, Берлинале-2019 - итог карьеры кинокритика Дитера Косслика, который руководил фестивалем последние 18 лет. Кроме того, в этом году фестиваль провозгласил гендерное равноправие. 7 из 16 конкурсных картин сняли женщины, в составе жюри мужчины и женщины тоже «распределились поровну», а вне конкурса показали фильм одной из самых талантливых феминисток в кино – «Варда глазами Аньес» Аньес Варда.
В то же время в программу «Панорама» вошел документальный фильм о не менее известной антифеминистке, выдающемся кинокритике Полин Кейл.
«Что она сказала: искусство Полин Кейл» и кинокритика чистого разума
Из киноклассики на Берлинале можно было увидеть отреставрированные «Погоню за смертью» корейского классика Им Квон Тхэка, комедийный вестерн «Дестри снова в седле» с Марлен Дитрих и Джеймсом Стюартом, «Бегство девчонки» первой норвежской женщины-режиссера Эдит Карлмар, «Слово» К. Т. Дрейера, «Удочерение» венгерского классика Марты Месарош и боевик «Победители» Доминика Графа.
Программа подготовлена Райнером Ротером, многолетним директором ретроспективных программ Берлинале и художественным руководителем Немецкой Синематеки (Музея кино). Кстати, ретроспектива 2005 года на Берлинале была посвящена декорациям и локациям в кино: несмотря на предсказуемость программы (все эти старые-добрые Феллини-Кубрик-Бертолуччи-Бергман), в нее вошли и менее очевидные картины.
О «других» фильмах Берлинале-2019 читайте большой обзор Дмитрия Волчека:
Мертвые дети антропоцена. 10 фильмов Берлинского фестиваля
Кажется, это единственный русскоязычный человек, который смотрит архитектурное кино Хайнца Эмигольца и пишет о его фильмах.
А теперь о наградах.
Своих «медведей» получили:
· · · «Золотой медведь» в номинации «Лучший фильм» достался «Синонимам» израильского режиссера Надава Лапида
· · · Гран-при («Серебряного медведя») за драму «Милостью божьей» увез во Францию Франсуа Озон
О новом фильме Франсуа Озона пишет Антон Долин:
«Милостью божьей»: Франсуа Озон снял фильм о католических священниках-педофилах
· · · Почетного «Золотого медведя» получила актриса Шарлотта Рэмплинг
· · · Почетный приз Альфреда Бауэра вручили молодому режиссеру Норе Фингшайдт за «Разрушительницу системы»
· · · Представительница «берлинской школы» Ангела Шанелек получила приз за режиссуру (фильм «Я была дома, но…»)
О фильме Ангелы Шанелек стенографировал из Берлина Вадим Рутковский:
· · · Лучшие актеры – китайцы: Юн Мэй и Ван Цзинчунь удостоились «Серебряных медведей» за главные роли в фильме «Прощай, мой сын» Вана Сяошуая
· · · «Серебряного медведя» за лучший сценарий завоевал криминальный фильм «Пираньи Неаполя» (авторы сценария Маурицио Брауччи, Клаудио Джованнези, Роберто Савиано)
· · · «За выдающийся художественный вклад» отметили работу оператора Расмуса Видебека, который снимал людей и лошадей для фильма Ханса Петтера Муланда «Угоняя лошадей»
Об итогах Берлинале-2019 смотрим видеорепортаж КиноТВ:
Минутка архитектуры
На афиши кинофестиваля попала хайтековская архитектура с эффектными высотными стекляшками. Это Потсдамская площадь, где проходит основная часть показов Берлинале. Планировкой и реконструкцией Потсдамер-плац после падения Берлинской стены занимался выдающийся итальянец Ренцо Пьяно.
О застройке Потсдамер-плац и о берлинских проектах других звездных архитекторов есть любопытный документальный фильм «Берлин Вавилон» 2001 года.
Сегодня хай-тек Ренцо Пьяно стал еще более технологичным, но и еще более «зеленым». Осенью этого года обещают открыть ГЭС-2 в Москве, реконструированную по его проекту.