В начале XX века Санкт-Петербург был крупнейшим городом Российской империи, его население составляло 2,1 миллиона человек. С началом Первой Мировой войны в городе стали расширять военное производство, и население столицы империи за два года выросло ещё на 300 тысяч человек. Так как Петроград находится в непригодном для земледелия регионе, то продовольствие для его жителей завозилось извне. В ходе войны, плохого урожая 1916 года, нарушения логистики подвоза продуктов питания (Балтика была перекрыта неприятельским флотом), и последующих революционных событий, ситуация с продовольствием в городе стала критической. Уже в марте 1917 года Временное правительство вводит закон “О передаче хлеба в распоряжение государства” и запрещает частную торговлю хлебом. После прихода большевиков к власти разгорается гражданская война, которая усугубляет положение города. Уже в 1918 году численность население города падает до 1.5 миллионов человек и продолжает уменьшаться. Люди уезжают из города, спасаясь от голода, который, впрочем, был не единственной проблемой: в городе катастрофически не хватало топлива для бытовых нужд, наблюдался дефицит лекарств и мыла, почти прекратился вывоз мусора, а из-за прекращения хлорирования водопроводной воды в городе поочередно вспыхивали эпидемии холеры, сыпного тифа и дизентерии.
В этих условиях власти решили вывезти часть детей из города в “питательные колонии”, где проблема с продовольствием не стояла так остро. Поездка была не бесплатной – родители должны были заплатить примерно 75 рублей за проезд, проживание и сопровождение детей врачами и педагогами. По тем временам это была значительная сумма. Помощь в организации поездки оказала и благотворительная организация “Союз городов”. В итоге на Урал и в Казахстан 18 мая 1918 года отправилось около 900 детей и команда сопровождающих их врачей, учителей и воспитателей. Был у детей даже свой повар. Дети радостно ехали в путь, предвкушая увлекательно путешествие на несколько месяцев и не подозревая, что домой они вернутся лишь через три года.
18 мая в Миасс (совр. Челябинская область) отправился первый санитарный поезд с 475 детьми, а 25 мая ещё один поезд с 420 детьми отправился в Петропавловск (в совр. Казахстане). По прибытии в Миасс детей разместили в бывших солдатских казармах, которые для них арендовали представители Американского Красного креста. На новом месте действительно было меньше проблем с едой, однако вскоре дети попали, что называется, из огня да в полымя. Началось чехословацкое восстание, а за ним и наступление белых. Дети оказались в зоне боевых действий.
В этих условиях Американский Красный Крест смог собрать детей из разных колоний и организовать их переезд подальше от военных действий - во Владивосток. С ноября 1919 года опеку над петроградскими детьми взял представитель AKK Райли Аллен.
Организация взяла на себя финансирование содержания, лечения и обучения петроградских детей, оторванных от дома. Во Владивостоке для детей арендовали старые пороховые склады и казармы на Русском острове. Детей обильно кормили, одели в униформу по погоде, для них был организован клуб, где показывали фильмы, устраивали танцы. Детей активно привлекали к налаживанию быта, уборке помещений, долго стоявших заброшенными. В колонии даже хотели организовать скаутский отряд, однако группа детей, верных революционным идеям красного Петрограда, отвергла эту идею как буржуазный пережиток.
В городе дети жили до прихода японцев в начале 1920 года. Миссия Красного креста оказалась свёрнута из-за подозрительного отношения японцев к ней. Вернуть детей по суше не удалось: японцы, контролировавшие железную дорогу, не позволили этого сделать. Поэтому было принято решение отвезти их в Петроград морем. У японцев же наняли сухогруз, который был переоборудован в пассажирское судно. На нём 13 июля 1920 года 428 мальчиков и 352 девочек, а так же их наставники и отправились в долгий путь домой.
Советские власти не забыли о петроградских детях, и между сторонами постоянная шла оживленная переписка. Тон этой переписки не всегда был благожелательным: советские власти, в частности Луначарский, порой обвиняли американцев в нежелании возвращать детей и в плохом к ним отношении (что опровергают документальные свидетельства).
Американцы предлагали проложить маршрут детей домой через Францию, чтобы там они могли сделать остановку и получить известия из дома, ведь они даже не знали, где спустя почти 3 года после отъезда находились их родители. Советские власти и сами дети настаивали на скорейшей отправке в Петроград. В результате, корабль отправился в Гельсингфорс (Хельсинки), а оттуда дети поехал в санаторий “Халила” (теперь это “Сосновый бор”). В декабре 1920 года первая партия детей отправилась в родной город. Так закончился их долгий путь домой, в котором они не были почти 3 года и ради возвращения в который им пришлось обогнуть весь земной шар.
Если вам понравилась статья - ставьте лайк и поделитесь ею с друзьями :)