Найти тему
Historia

Кругосветное путешествие петроградских детей

В начале XX века Санкт-Петербург был крупнейшим городом Российской империи, его население составляло 2,1 миллиона человек. С началом Первой Мировой войны в городе стали расширять военное производство, и население столицы империи за два года выросло ещё на 300 тысяч человек. Так как Петроград находится в непригодном для земледелия регионе, то продовольствие для его жителей завозилось извне. В ходе войны, плохого урожая 1916 года, нарушения логистики подвоза продуктов питания (Балтика была перекрыта неприятельским флотом), и последующих революционных событий, ситуация с продовольствием в городе стала критической. Уже в марте 1917 года Временное правительство вводит закон “О передаче хлеба в распоряжение государства” и запрещает частную торговлю хлебом. После прихода большевиков к власти разгорается гражданская война, которая усугубляет положение города. Уже в 1918 году численность население города падает до 1.5 миллионов человек и продолжает уменьшаться. Люди уезжают из города, спасаясь от голода, который, впрочем, был не единственной проблемой: в городе катастрофически не хватало топлива для бытовых нужд, наблюдался дефицит лекарств и мыла, почти прекратился вывоз мусора, а из-за прекращения хлорирования водопроводной воды в городе поочередно вспыхивали эпидемии холеры, сыпного тифа и дизентерии.

Зима 1918 г. в Петрограде. Рисунок "Голод" худ. И. Владимирова
Зима 1918 г. в Петрограде. Рисунок "Голод" худ. И. Владимирова

В этих условиях власти решили вывезти часть детей из города в “питательные колонии”, где проблема с продовольствием не стояла так остро. Поездка была не бесплатной – родители должны были заплатить примерно 75 рублей за проезд, проживание и сопровождение детей врачами и педагогами. По тем временам это была значительная сумма. Помощь в организации поездки оказала и благотворительная организация “Союз городов”. В итоге на Урал и в Казахстан 18 мая 1918 года отправилось около 900 детей и команда сопровождающих их врачей, учителей и воспитателей. Был у детей даже свой повар. Дети радостно ехали в путь, предвкушая увлекательно путешествие на несколько месяцев и не подозревая, что домой они вернутся лишь через три года.

18 мая в Миасс (совр. Челябинская область) отправился первый санитарный поезд с 475 детьми, а 25 мая ещё один поезд с 420 детьми отправился в Петропавловск (в совр. Казахстане). По прибытии в Миасс детей разместили в бывших солдатских казармах, которые для них арендовали представители Американского Красного креста. На новом месте действительно было меньше проблем с едой, однако вскоре дети попали, что называется, из огня да в полымя. Началось чехословацкое восстание, а за ним и наступление белых. Дети оказались в зоне боевых действий.

В этих условиях Американский Красный Крест смог собрать детей из разных колоний и организовать их переезд подальше от военных действий - во Владивосток. С ноября 1919 года опеку над петроградскими детьми взял представитель AKK Райли Аллен.

Дети на одной из станций Транссиба
Дети на одной из станций Транссиба

Организация взяла на себя финансирование содержания, лечения и обучения петроградских детей, оторванных от дома. Во Владивостоке для детей арендовали старые пороховые склады и казармы на Русском острове. Детей обильно кормили, одели в униформу по погоде, для них был организован клуб, где показывали фильмы, устраивали танцы. Детей активно привлекали к налаживанию быта, уборке помещений, долго стоявших заброшенными. В колонии даже хотели организовать скаутский отряд, однако группа детей, верных революционным идеям красного Петрограда, отвергла эту идею как буржуазный пережиток.

В городе дети жили до прихода японцев в начале 1920 года. Миссия Красного креста оказалась свёрнута из-за подозрительного отношения японцев к ней. Вернуть детей по суше не удалось: японцы, контролировавшие железную дорогу, не позволили этого сделать. Поэтому было принято решение отвезти их в Петроград морем. У японцев же наняли сухогруз, который был переоборудован в пассажирское судно. На нём 13 июля 1920 года 428 мальчиков и 352 девочек, а так же их наставники и отправились в долгий путь домой.

Дети на японском сухогрузе. Фото О. Молкиной
Дети на японском сухогрузе. Фото О. Молкиной

Советские власти не забыли о петроградских детях, и между сторонами постоянная шла оживленная переписка. Тон этой переписки не всегда был благожелательным: советские власти, в частности Луначарский, порой обвиняли американцев в нежелании возвращать детей и в плохом к ним отношении (что опровергают документальные свидетельства).

Американцы предлагали проложить маршрут детей домой через Францию, чтобы там они могли сделать остановку и получить известия из дома, ведь они даже не знали, где спустя почти 3 года после отъезда находились их родители. Советские власти и сами дети настаивали на скорейшей отправке в Петроград. В результате, корабль отправился в Гельсингфорс (Хельсинки), а оттуда дети поехал в санаторий “Халила” (теперь это “Сосновый бор”). В декабре 1920 года первая партия детей отправилась в родной город. Так закончился их долгий путь домой, в котором они не были почти 3 года и ради возвращения в который им пришлось обогнуть весь земной шар.

Если вам понравилась статья - ставьте лайк и поделитесь ею с друзьями :)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц