История всегда была политическим инструментом, как во внутренней, так и в международной борьбе. Особенно активно она использовалась в прошлом веке в пропагандистских целях, и, как ни парадоксально, история, которую учили советские школьники, во многом была более объективной, чем в западных странах.
Во многих сильнейших стран мира дети действительно не получают мягко скажем искаженной картины исторических событий и динамики (что было бы совершенно естественно, поскольку каждая страна хочет подчеркнуть свои успехи и достижения).Они не получают никакой целостной картины вообще. Особенно это происходит в истории самого грандиозного и трагического события XX века - Второй мировой войны.То,что написано в учебниках и передано в сознание американской и европейской молодежи, совершенно неузнаваемо.
В данной статье мы не будем обсуждать трагические стороны внутренней политики СССР - политические репрессии, переселение целых народов или безжалостные удары, нанесенные целым слоям общества, таким как крестьянство. Крупномасштабная виктимизация и страдания, которые часто сопровождают революции и аналогичные колоссальные социальные преобразования, в целом являются внутренними проблемами страны, когда они происходят.
Здесь мы предлагаем подборку статей, которые в основном касаются преступлений, совершенных одной страной против народов других стран, а также истории геноцида, которые ни в коей мере не вписываются в "простительные" рамки национальной политической борьбы. Поэтому любые выговоры о том, как мы игнорируем "преступную природу" советского режима, были бы неуместны.
Конечно, ни Советский Союз, ни Российская Империя не были оплотом уникальной и высоконравственной внешней политики. Однако спокойный анализ показывает, что здесь мы ничем не хуже многих других, и мы даже выглядим лучше, чем многие страны, если такое сравнение действительно возможно между преступлениями.
Нельзя отрицать негативные, строгие, а иногда и суровые стороны внешней политики СССР. Мы должны трезво смотреть на нашу собственную историю и не бояться осознать это и обсуждать путаницу, ошибки и преступления, если это необходимо. Это только укрепит нас и поможет избежать ошибок в будущем.
Однако мы должны также помнить о преступлениях других - не для того, чтобы мы могли обвинять их в совершении при любой возможности, а для того, чтобы мы могли попытаться не допустить повторения ужасных трагедий прошлого.
Следует вспомнить массовые расстрелы пленных польских офицеров. Катынь стала символом этих расстрелов. Важно, что Россия призналась в этом преступлении. Однако Польша продолжает требовать от нас новых извинений и покаяний; польские политики продолжают играть антироссийскую карту для достижения собственных целей; польская интеллигенция использует Катынскую трагедию для укрепления польского национального духа.
Но, может быть, поляки должны помнить что - то еще, пока они укрепляют свой дух-например, ответ на вопрос, почему из 380 000 евреев, которые остались живыми в Польше в 1945 году после геноцида Гитлера, только 6000 осталось в стране к 1970 году? А почему Анджею Вайде не стоит снимать фильм-попутчик к фильму о Катыни-об уничтожении нескольких десятков тысяч солдат и офицеров Красной армии, попавших в плен после неудачного вторжения Тухачевского в Варшаву? Они не потрудились пристрелить их; они просто голодали до смерти.
Или есть страны Балтии, которые обвиняют нас во всех возможных грехах, многие из которых являются мнимыми. Во всех этих странах были сформированы отделы СС - целые подразделения, которые проводили карательные операции. Европейский Союз эффективно поощрял даже не реабилитацию, а даже похвалу этих членов СС - например, в Эстонии. И США и Великобританию совсем не смущает тот факт, что они намеренно бомбили гражданские цели, чтобы уничтожить как можно больше людей, используя самые ужасные методы (например, в взрывах Дрездена и Хиросимы).
Мы понимаем, что было бы наивно ожидать от политиков сильнейших стран мира честной, моральной оценки исторических событий. К сожалению, доминируют интересы (национальные и зачастую личные). Но мы сами не должны покупать чужую пропаганду. Мы должны иметь собственное понимание мировой истории и роли нашей страны в ней. И эта роль довольно большая