Пока мы любовно и тщательно подбираем себе свой индивидуальный плейлист, наш мозг непроизвольно проигрывает «Имперский марш» или какой-нибудь другой голливудский саундтрек. Ученые выяснили, что киномузыка - важнейшая часть слуховой памяти любого современного человека, независимо от его предпочтений.
Киномузыка представляет собой осознанную охоту за нашим эмоциональным откликом. В каждой композиции ставится конкретная задача: склонить слушателя к той или иной эмоции. Для этого существует специальный каталог музыкальных средств, который успешные голливудские авторы постоянно обновляют. Грамотно используя звуковые комбинации, они управляют нашим восприятием киноистории, зачастую, неплохо поднимая продажи фильму.
Возможно вам стало обидно и захотелось сказать много горьких слов о настоящем искусстве и коммерции? Не торопитесь. Тактике точного воздействия на человеческие эмоции голливудские композиторы выучились вовсе не у менеджеров по продажам, а у …Иоганна Себастьяна Баха. Именно он в своих произведениях пользовался каталогом специальных «риторических фигур», которые означали определенный «аффект», то есть, эмоцию.
К такому глубокому подходу в сочинении музыки Голливуд пришел не сразу. С 1940-х до 1960-х в саундтреках знаменитой кинокомпании преобладал джаз. Это вовсе не плохо, но джазовая стилистика чересчур однородна, создать в ней яркие характерные темы героев не получалось. Позднее, в поисках новых смыслов голливудские авторы почти полностью переключились на электронные саундтреки. Продюсеры обрадовались, ведь подобный творческий метод позволял неплохо экономить на музыкантах исполнителях. Вот только крохоборство не идет на пользу серьезному бизнесу. Через некоторое время стало понятно, что электроника не так уж хорошо завоевывает сердце массового слушателя. И когда автор саундтрека к «Звездным войнам» Джон Уильямс стал требовать оркестры для воплощения своих музыкальных идей, к нему прислушались. Голливуд вновь стал приглашать большие музыкальные коллективы для создания саундтреков и это оказалось выгодным вложением.
Сегодня Уильямс – бесспорный лидер в области киномузыки. Помимо «Звездный войн» в его портфолио саундтреки к таким фильмам, как «Список Шиндлера», «Парк юрского периода», «Один дома», киноэпопея о Гарри Поттере. Список можно продолжать долго. Кроме фильмов мэтр создал музыку ко многим американским телепередачам, Олимпийским играм, композицию для инаугурации Барака Обамы и многое другое. Как ему удалось стать лучшим?
Джон Уильямс родился в семье нью-йоркского перкуссиониста из оркестра радио CBS. С детства мальчику довелось заниматься самыми разными видами музыки. Он играл на фортепиано, кларнете, трубе, тромбоне, изучал композицию, пытался дирижировать. Даже попав на службу в ВВС США, Джон организовал там музыкальный коллектив. Вернувшись из армии, он начал работать пианистом, играя буквально все, что попадалось от работы в клубах до записей по случаю. В начале 1970-х Уильямс встретил Стивена Спилберга, тогда еще начинающего режиссера. Они начали работать вместе, став своего рода, эпохой в истории американского кино.
Удивительно, что при таком огромном диапазоне музыкальных предпочтений, Уильямсу удается иметь узнаваемый композиторский почерк, но это так. И если поискать корни его музыкальных интонаций – они легко отыщутся в академической музыке. В операх Рихарда Вагнера и симфонизме Густава Малера. Но музыкальным отцом Джона Уильямса, а также всей «эпической» традиции Голливуда справедливее будет назвать английского академического композитора Густава Холста, особенно его симфонию «Планеты». Вот откуда выросли и «Звездные войны» и «Гарри Поттер» и вообще современный музыкальный киностиль для фильмов в жанре космической фантастики, фэнтези, исторических боевиков. В общем, всего, что сформировало наше восприятие современного искусства, хотим мы того или нет.