Для всех, кто мечтает стать писателем (или даже просто написать один-два рассказа), мы публикуем советы от Дж.К.Роулинг.
Вы не найдёте здесь точных рецептов, но если вы ищете вдохновение и хотите узнать о «подводных камнях» писательского ремесла — эта статья для вас.
Вопрос 1: Что вы можете посоветовать начинающим авторам?
Дж. К. Роулинг: Начнём с того, что я не выношу списки «вещей, обязательных к исполнению». Что в жизни, что в писательском ремесле. Что-то во мне восстаёт, когда мне говорят, что надо успеть сделать до 50 лет, или что надо купить в этом сезоне, или о чём надо писать для того, чтобы добиться успеха. «Десять привычек авторов бестселлеров». «Пять советов, которые улучшат ваш авторский стиль!» «Золотые правила успеха от Дж.К.Роулинг!»
У меня нет десяти правил, которые гарантировали бы успех. Обещаю, я бы ими поделилась, если бы они существовали. Правда в том, что я добилась успеха, кое-как пойдя в одиночку в том направлении, которое почти все считали тупиком.
В процессе мне пришлось опровергнуть все те стереотипы о детских книгах, которые существовали в 1990-х годах: «Главные герои-мальчики не в моде». «Школы-пансионы ненавидят». «Любая детская книга должна быть не больше 45 тысяч слов».
Поэтому забудьте об «обязательных пунктах программы» и лучше сосредоточьтесь на том, без чего вы, возможно, далеко не пойдёте.
А именно:
Чтение
Для юных писателей это особенно важно. Невозможно стать хорошим писателем, если вы вначале не станете преданным читателем. Чтение — лучший способ проанализировать, чем примечательна та или иная книга. Обращайте внимание на то, какие приёмы сработали и какие нет, что именно вам понравилось и почему. Поначалу, вероятно, вы будете подражать вашим любимым писателям, и это хороший способ учиться. Через некоторое время вы найдёте свой авторский голос и характерные приёмы.
Дисциплина
Моменты чистого вдохновения — они великолепны. Но в основном жизнь писателя, если переделать старую поговорку, скорее о поте [тяжёлой работе], чем о вдохновении. Иногда вы обязаны писать, даже если муза не спешит сотрудничать.
Стойкость и скромность
Эти два качества неразрывно связаны, потому что неприятие и критика — часть жизни писателя. Содержательные отзывы полезны и необходимы, но даже самые лучшие писатели не раз сталкивались с критикой и отказами от издателей.
Умение собраться и продолжать работать дальше, несмотря ни на что — это бесценно, если вы хотите пережить тот этап, когда ваша работа выставляется на всеобщий суд.
Самый строгий критик — часто в вашей собственной голове. В эти дни я обычно могу успокоить этого внутреннего критика, дав ей печеньку и отправив её на перерыв. Но в ранние дни мне иногда приходилось брать неделю перерыва, прежде чем она начинала воспринимать текущую работу более благосклонно.
Одна из причин того, что между первой идеей и самой публикацией «Философского камня» прошло семь лет — именно то, что я откладывала рукопись в сторону иногда на месяцы, уверенная в том, что она ни на что не годилась.
Смелость
Страх неудачи — самый печальный в мире повод не достигнуть того, чего вы хотели. В конце концов, я нашла в себе смелость взять и отправить свою первую книгу агентам и издателям — но только в тот момент, когда я стала воспринимать себя как безоговорочную неудачницу. Лишь тогда я решила попробовать ту единственную вещь, которая мне всегда казалась чем-то, на что я способна. А если это не сработало бы, что ж, я на тот момент пережила вещи похуже и осталась живой.
В конечном счёте, кем бы предпочли оказаться: тем человеком, кто действительно закончил тот проект, о котором вы мечтаете, или всего лишь тем, кто лишь говорит, что он всегда хотел этого добиться?
Независимость
Под этим я понимаю умение противостоять давлению слепо соблюдать «десять советов» — в эти дни такие рекомендации можно встретить не только в списках из интернета, но и в целых книгах, написанных о том, «как написать бестселлер», «что вы ОБЯЗАНЫ сделать для того, чтобы вас опубликовали», «как заработать миллион долларов на писательстве».
К сожалению, сейчас появилось множество разновидностей мошенничества, особенно в интернете — когда я начинала, такого ещё не придумали. Новичкам и тем, кто хотел бы стать писателям, я часто рекомендую сайт под названием «Писатель, берегись» (Writer Beware). Это чудесный источник для всех, кто пытается разобраться, что может быть полезно, за что стоит платить, а что следует избегать любой ценой.
В конечном счёте, в писательстве и в жизни ваша задача в том, чтобы стараться как можно больше, работать над своими ограничениями где возможно, учиться как можно лучше и смириться с тем, что идеальные произведения искусства всего лишь немногим более редки, чем идеальные люди.
Я часто находила утешение в словах [американского юмориста] Роберта Бенчли:
Я 15 лет писал и тогда только понял, что у меня нет таланта. Но уже не мог бросить это дело, поскольку стал знаменит.
Вопрос 2: Что вам больше всего нравится в жизни писателя?
Я не могу на это ответить так, чтобы это не звучало мелодраматично. Правда в том, что я не особенно могу разделить «писательскую жизнь» и просто «жизнь». Это скорее необходимость, чем любовь.
Предполагаю, что я должна провести часть своей сознательной жизни в выдуманных мирах. И некоторые люди могут считать, что это грустно, что я теряю что-нибудь в своей внешней жизни. На самом деле нет!
Я счастливый человек, по большей части. С семьёй, которую я обожаю, и множеством занятий, которые меня радуют. Но просто в моей голове существуют другие миры, к которым я часто проскальзываю туда-сюда. И на самом деле я даже не знаю, как бы я воспринимала любую другую жизнь.
Вопрос 3: Что вы чувствуете, когда вашу работу детально изучают?
То, что вашу работу детально рассматривают—- это неизбежный спутник профессионального писателя. Я никогда даже не мечтала о том, что из книг про Гарри Поттера вырастет такой огромный фандом. Это умопомрачительно и вообще чудесно. Учитывая, как я увлекаюсь этим сама, фанаты — мои родственные души.
За последние десять лет я могла бы провести буквально каждый час каждого дня в дискуссиях о персонажах из «Гарри Поттера», о сюжетных поворотах и фанатских теориях. Но поскольку я хотела бы работать над новыми проектами, я не так уж часто поддаюсь этому соблазну.
Я скучаю по тем временам, когда встречи с читателями были рассчитаны на меньшую аудиторию. Я вовсе не жалуюсь, но когда аудитория становится очень большой, ты больше не можешь уделить внимание каждому, кто хочет задать тебе вопрос. Связь с читателями через твиттер частично решает это для меня. Поразительно, что люди всё ещё настолько заинтересованы в этих книгах. Сомневаюсь, что я когда-нибудь перестану беседовать с читателями, пока ещё существуют те читатели, которые так хорошо знают этот мир.
Сейчас я на новом этапе взаимодействия с фандомом, потому что я снова работаю над волшебным миром, на этот раз для «Фантастических тварей». И вновь я пытаюсь найти какой-то баланс между своим желанием общаться с фанатами и тем фактом, что не на все вопросы я могу дать полные ответы — ведь мы сейчас сняли только два фильма, а в серии их будет пять. Впрочем, это совсем неплохо — иметь такую проблему.
Источник: официальный сайт Дж.К.Роулинг
Перевод Actani специально для HPClub.ru